И вот новая удача экспедиции. Найден еще один артефакт из тех, которые оставили строители БАМа в память об исторических днях прихода первого поезда в Якутию.
Изучив сборник 1990 года издания «Памятники и исторические места города Нерюнгри» под редакцией первого директора музея Людмилы Ивановны Першко, участники экспедиции Александра Кошукова узнали, что недалеко от «камня дяди Володи» должен находиться ещё один памятник - символический указатель начала строительства будущей железной дороги «Беркакит – Якутск», который сегодня не числится ни в одном из действующих реестров объектов культурного наследия Нерюнгринского района и Республики Саха (Якутия), не упоминается в современных документах.
Этот памятник оказался напрямую связан с событиями, происходившими на разъезде «Якутский» 2 ноября 1976 года. В тот исторический день здесь состоялся торжественный митинг, посвященный укладке первого «золотого» звена на территории Якутии, и положено начало строительства железной дороги Беркакит – Якутск.
Это было очень громкое событие, на которое прибыли не только руководители Якутской АССР и Амурской области, но и представители подразделений «Главбамстроя», делегации из многих городов и поселков. Приход железой дороги в Якутию освещали около ста советских и иностранных журналистов из газет, радио и телевидения. При этом митинг транслировался по всей трассе Малого БАМа.
Победители социалистического соревнования за право укладки «золотого» звена стояли на площадке перед правительственной трибуной с яркими алыми лентами через плечо. Это бригады мостоотряда № 49 В.Н.Родина, механизированной колонны № 158 В.И. Сухомлинова, СМП-576 В.Г.Новика, СМП-578 П.П.Глухотаренко и многие другие.
На трибуне в числе почетных гостей были первые секретари Якутского и Амурского обкомов партии Г.И.Чиряев и С.С.Авраменко, начальник «Главбамстроя» К.В.Мохортов, управляющий трестом «Бамстроймеханизация» Герой Социалистического Труда Ф.В.Ходаковский. Митинг открыл первый секретарь Джелтулакского райкома партии Ю.А.Есаулков.
Сохранилась речь Гавриила Иосифовича Чиряева с трибуны митинга, которую он сказал в тот день, 2 ноября 1976 года. «Сегодня сюда, на разъезд Якутский, пришел первый поезд. И это волнующее событие знаменует собой начало железнодорожного освоения Якутии. За ним мы видим в перспективе явления огромного социально-экономического и политического значения, большие преобразующие перемены в развитии производительных сил нашего края. Мы уже сегодня можем зримо представить дальнейшую перспективу строительства по просторам Якутии», - сказал Чиряев.
В Нерюнгринском музее истории освоения Южной Якутии им. И.И.Пьянкова хранятся материальные свидетельства тех исторических событий на разъезде «Якутский». Это символический «золотой костыль» штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе с выгравированными именами победителей социалистического соревнования за право укладки «золотого» звена. Это красные ленты победителей, бамовская каска с автографами бойцов отряда «Якутский комсомолец», диплом почетного пассажира поезда по маршруту «Тында - разъезд «Якутский». Кстати, диплом почетного пассажира первого поезда на построенном участке, по мнению строителей магистрали, был самой престижной наградой за их труд.
А в тот день, 2 ноября 1976 года, со стороны Тынды к границе Якутской АССР подошел путеукладчик под управлением машиниста А.Е.Ноймана, имеющего опыт укладки «серебряного» звена в Тынде в 1975 году. Монтеры пути из отряда «Якутский комсомолец» произвели укладку первого «золотого» звена на якутской земле. Впервые на территорию северной республики легли рельсы железной дороги.
В продолжение торжественных мероприятий к разъезду Якутский приблизился первый поезд, сопровождаемый оленьими упряжками. Состав, который привел машинист Г.С.Гусев, доставил строительные материалы для Южно-Якутского ТПК. Красную ленточку торжественно перерезали руководители двух соседних регионов – первый секретарь Якутского обкома КПСС Гавриил Иосифович Чиряев и первый секретарь Амурского обкома КПСС Степан Степанович Авраменко. Олени перед поездом так и остались на тех исторических фотографиях.
А памятник, который искали участники экспедиции Александра Кошукова, нашелся примерно в полукилометре от «камня дяди Володи»! Это символический указатель направления строительства будущей железной дороги «Беркакит – Якутск» с высеченными на нем стихами первостроителей БАМа.
«Тебе, Якутия, наш доблестный труд!
Большие свершения отныне вас ждут!
Мы горы и сопки в распадки сдвигали,
Чтоб путь проложить для оленей из стали.
Мы гордости чувством сегодня полны,
Что дверь отворили к богатствам страны».
Эти стихи высечены на большом камне.
Указатель будущей железной дороги был установлен механизаторами механизированной колонны №156 треста «Бамстроймеханизация». Автора стихов ещё предстоит установить. Именно с этого места на южной границе Якутии берет свое начало Нерюнгринский район. Путь в Томмот, Нижний Бестях, Якутск, и далее - Магадан – это уже двадцать первый век, это новая история железной дороги.
«В то время это было, конечно, очень важно – и «камень дяди Володи» с фамилиями героев-строителей железной дороги, и этот указатель будущей железной дороги по Якутии на Беркакит и Якутск. Строители всей душой были устремлены в будущее! Они уже тогда в своих мечтах видели великую железную дорогу на Север, которая сегодня дошла уже до Нижнего Бестяха, и наверняка будет продвигаться дальше.
К сожалению, некоторые памятники тех дней сейчас оказались забытыми. Их нет в новых изданиях, посвященных нашей республики и Нерюнгринскому району, но мы должны напомнить о них молодым поколениям жителей нашей республики и приезжающим к нам гостям Якутии! Вместе с главой Нерюнгринского района Романом Щегельняком и районными депутатами, будем добиваться включения в реестры объектов культурного наследия Нерюнгринского района и Республики Саха (Якутия) этих памятников, созданных строителями «малого БАМа».
Предстоит большая подготовительная и организационная работа, включающая описание и историю создания этих достопримечательностей на нерюнгринской земле, подготовку оснований для включения в реестр, определение границ объектов, предмета охраны, издание охранного обязательства и другие процедуры.
Мы готовы к этой работе и считаем, что она обязательно должна быть проведена! Уверен, что сохранение доброй памяти о строителях Байкало-Амурской магистрали – это наша общая задача. Давайте чаще вспоминать слова водителя механизированной колонны №156 треста «Бамстроймеханизация» Владимира Киселькова – того самого «дяди Володи»: «Будет память внукам нашим. Приедут они сюда через много лет и скажут: «Это мой отец дорогу строил». Или «дед мой». А в гордости этой и есть наше счастье».
Поэтому давайте будем гордиться нашими первостроителями и всегда помнить обо всем замечательном, что они оставили нам на этой прекрасной земле!», - сказал народный депутат Якутии, руководитель историко-краеведческой экспедиции по Нерюнгринскому району Александр Кошуков.
ЗОЯ РОМАНОВА