На правительственном часе Казбек Тайсаев задал вопрос Министру иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврову: «Платформа 3+3» подразумевает сотрудничество России, Турции, Ирана, Азербайджана, Армении и Грузии в целях обеспечения мира и стабильности на Южном Кавказе. На нашей прошлой встрече вы подчеркнули перспективность данного формата. Изменения во внешнеполитическом курсе Грузии, которые происходят благодаря позиции нынешних грузинских властей, политических партий, таких как Солидарность во имя мира, Коммунистическая партия Грузии, дают основание надеяться, что в будущем формат «3+3» заработает полноценно с участием Грузии. На парламентском уровне у нас налажены хорошие контакты со всеми государствами-участниками платформы.
Как Вы оцениваете идею создания межпарламентской комиссии в рамках формата «3+3» для создания дополнительных механизмов сотрудничества по линии парламентской дипломатии?
С.В.Лавров: Я с Вами полностью согласен с точки зрения перспектив развития «3+3».
Инициатива была совместно выдвинута президентами Азербайджана и Турции и поддержана Президентом В.В.Путиным…В ходе переговоров было принято решение сделать более структурированную организацию из этой консультационной платформы. По итогам той встречи через коллег из этого формата подтвердили грузинской стороне, что двери открыты и «кресло стоит».
Рассчитываем, что сегодняшние власти в Грузии поддержат необходимость опираться на национальные интересы. Не вызывает сомнений, что формат «3+3» действует в интересах всех участников… Насчет парламентского измерения, если Вы выступите с такой инициативой, мы подкрепим такой разговор по линии Министерства иностранных дел. Это было бы полезно».
Председатель Единой Коммунистической партии Грузии Теймураз Самнидзе прокомментировал идею формата: «Лидеры США, Армении и Азербайджана подписали 8 августа ряд соглашений об установлении прочного мира на Южном Кавказе. В Овальном кабинете, где был заложен фундамент так называемого маршрута Трампа, длина которого всего сорок километров, но, простите, ширина, призвана изменить геополитический ландшафт всего Кавказа.
Американцы, вероятно, также рассматривают возможность включения Грузии в геополитический проект Зангезур, поскольку без участия Грузии этот проект находится под постоянной угрозой и не сможет полноценно выполнять свою экономическую и геополитическую функцию. Главная функция проекта как раз и заключается в том, чтобы полностью отрезать Закавказье от России и окончательно вывести его из-под её влияния, тем самым пытаясь ослабить. Поэтому идея о том, что американцы посредством проекта Зангезурского коридора сначала связали между собой Турцию, Азербайджан и Армению, а затем привязали всех троих к себе, тем самым уменьшив влияние России в регионе, сунув нос в Каспийское море и удовлетворившись этим, в корне неверна.
Запуск Зангезурского коридора («маршрута Трампа») означает включение Армении в формирующийся на южной границе России антироссийский альянс. Конечно, это будет тяжёлым ударом для России, но именно потому, что этот удар имеет для неё экзистенциальное значение, следует исходить из того, что он не состоится.
Мы все единодушно согласны с тем, что для нашей страны жизненно важно начать прямой диалог с Российской Федерацией для решения важных проблем и задач, стоящих перед страной. У нас есть реальный шанс сделать это, участвуя в формате «3+3», где представлены страны нашего региона, которые тоже находятся в не очень дружественных отношениях друг с другом, но им удалось добиться ряда ощутимых результатов в этом формате посредством переговоров. К тому же, на фоне мирового финансового кризиса ни одна страна не переживает хорошие времена. Соответственно, сегодня экономические отношения очень важны, и пока все ваши соседи говорят друг с другом об этих экономических отношениях, а вы наблюдаете за событиями со стороны и в конце года заявляете, что у вас самый высокий экономический рост в регионе, это почти смешно. Как может быть, что у вас самый высокий экономический рост в регионе, а население вашей страны живёт гораздо хуже, чем население других стран региона?!
Было много предложений от высокопоставленных чиновников Российской Федерации относительно участия Грузии в формате «3+3», но правительство не может и не решается включить её в этот формат, потому что, к сожалению, похоже, всё ещё находится под давлением Запада. Грузинской стороне стоит хотя бы учесть мнение других стран, независимо от того, российские это предложения или нет, сесть в экономический поезд и вздохнуть с облегчением. Тогда разговоры с Западом о военных базах и перспективах вступления в НАТО прекратятся, верно? В результате торговля с регионом прекратится, и у Запада больше не будет никаких торговых тем для российской стороны – ни базы, ни страх перед вступлением соседней страны в НАТО, ни многое другое. Сегодня же происходит то, что все, кроме нашей страны, пытаются укрепить свои позиции в регионе.
Мы призываем правительство принять решение, сделать шаг и без колебаний присоединиться к формату «3+3», поскольку это в первую очередь отвечает интересам Грузии, как экономическим, так и политическим».
Идею укрепления формата и создания Межпарламентской комиссии разделяет и Первый секретарь ЦК Компартии Армении Ерджаник Казарян: «Для Армении участие в формате «3+3» открывает ряд стратегических возможностей. Во-первых, укрепление региональной безопасности, Армения получает возможность влиять на формирование архитектуры региональной стабильности. Во-вторых, развитие транспортных и экономических коридоров, открывается доступ к альтернативным торговым путям через территорию Ирана и России. Возможность интеграции в международные транспортные проекты (например, «Север-Юг»). Стимулирование экономики через развитие транзитного потенциала страны. Создание Межпарламентской комиссии даст возможность парламентариям открыто обсуждать накопившиеся вопросы».
Член Исполкома Центрально Совета СКП-КПСС Рауф Курбанов так же выразил поддержку: «Формат «3+3» может сыграть важную роль в дальнейшем развитии экономических отношений между государствами, входящими в этот формат, а также в обеспечении безопасности в регионе. Любая проблема должна решаться государствами региона. Вмешательство внешних сил может привести к углублению эскалации ситуации в регионе».
Первый заместитель председателя Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Первый заместитель Председателя ЦС СКП–КПСС Казбек Тайсаев подчеркнул: «Все члены-государства СКП-КПСС Южно-Кавказского региона согласны с тем, что платформа «3+3» представляет собой оптимальный правовой формат для выработки конкретных механизмов реализации фундаментальных прав народов региона. Мы провели встречи с парламентариями Ирана и Турции, и также нашли отклик и единое понимание дальнейшего развития формата. Также нами проводится работа по рассмотрению вопроса о формировании Межпарламентской комиссии, расширения повестки сотрудничества и дальнейшей трансформации формата в международную организацию и вовлечения Грузии».

