Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

Но и тогда, когда, казалось бы, красноармейцы отступали, не получая достаточно боевого снаряжения, он верил в перелом, в перемены на фронтах и в нашу Победу.

И этой верой дышали его статьи, очерки, корреспонденции с фронта. Особенно сильно воплотилась она в очерке «Наука побеждать», помещенном в газете «Правда» 22 июня 1942 г. – ровно через год после начала войны. В нем, до предела насыщенном публицистикой, сильно отражено, как крепла у народа ненависть к врагу, проявленная воинами и тружениками тыла, давшая им могучую волю к победе.

Она была присуща и много испытавшему в дни боев лейтенанту Герасимову (рассказ «Наука ненависти») – как и каждому бойцу, воевавшему рядом с ним, люто ненавидевшему напавшего на Родину врага.

И эту ненависть, и науку побеждать осваивал его герой войны, пройдя через жестокие испытания, оставившие свой след на его рано поседевшей голове. Пройдя сквозь ураганы пуль, вражеский огонь, лейтенант Герасимов остался несгибаемым бойцом – сильным и крепким, как дуб, сраженный снарядом, но живой, по-прежнему не утративший любви к жизни, людям, хотя, казалось бы, любовь и ненависть мало совместимы, поставить их рядом трудно, о чем напоминал еще Крылов в басне о коне и трепетной лани, «кого в одну телегу впрясть не можно. А вот на войне они впряжены и здорово тянут», – говорит всё испытавший боец Герасимов.

Но были и те, кто считал себя лишь жертвой войны, но не мобилизованным ею по долгу и чести. И в этом писатель заглянул словно в наше время, где и сейчас, когда идет героическая битва за жизнь нашей страны и народа с неофашистами на Украине, есть люди, не считающие себя даже духовно мобилизованными в этой войне.

Они, эти люди, предпочитают либо тихо отсиживаться, не лишая себя всяких светских удовольствий, либо открыто удирать за границу или только наживаться на войне.

Можно себе представить, какому презрению подверг бы Шолохов – писатель, воин, боец и гражданин – таких людей, живи он сегодня.

Ведь не случайно все его герои – простые люди самых разных профессий, которые в час огромной беды, нависшей над Родиной, не дрогнув, пошли ее защищать, верные своему человеческому и гражданскому долгу.

И это нашло отражение в романе «Они сражались за Родину», что тоже роднит их с сегодняшними героями.

Казалось бы, до войны в те дни пути товарищей по оружию были разными: Стрельцов работал агрономом, Лопахин – забойщиком в шахте, Звягинцев – комбайнером. И собрались они из самых разных мест: широкоплечий, ладный бронебойщик Борзых – сибиряк, Поприщенко – повар, Лисиченко – его друг – родом с Украины, автоматчик Некрасов оторвался от родного гнезда с Курской земли.

Без какой-то бы ни было искусственной приподнятости рисует автор всех этих людей и картины их фронтового быта. Но в каждой столько любви к ним и горечи, вызванной тяжестью доли, легшей на их плечи, и даже юмора, выраженного в народном характере героев, которым присущи и оптимизм, и нерастраченный запас душевных сил. (Как и у наших воинов сегодня.)

И за каждым людским характером вырисовывается большее и великое – художественный портрет народа, борющегося за родную землю, за избранный им самим уклад жизни, за свою Отчизну.

И славный воинский путь героев писатель прослеживает с глубоким знанием жизни и с художественным мастерством.

Не оставляет равнодушным сцена, в которой раненый командир дивизии встречает приведенных под Сталинград старшиною Поприщенко бойцов, из которых уцелело всего двадцать семь, принесших с собою знамя полка.

И раненый командир обращается к ним со словами гордости и веры, благодарит за честную службу, опускается на колени, склоняя забинтованную голову, и целует пронесенное ими сквозь бои алое знамя.

С годами великой войны неразрывно связано и произведение М. Шолохова «Судьба человека», в котором с новой силой поднимается тема войны и мира. Опубликована эта повесть была впервые в новогоднем номере «Правды» 31 декабря 1950 года – и сразу привлекла внимание и широкую популярность в нашей стране и за рубежом, потому что давала глубоко понять и остро почувствовать, что такое душа русского человека.

Целая жизнь героя проходит перед нами, и все самые тяжелые горести, пережитые им на войне.

И попав в лен, солдат Андрей Соколов думает не только о своем спасении – он обдумывает, как бы лучше послужить Родине.

Сцены подготовки к побегу и сам побег описаны очень подробно и динамично. Волнующе показаны все переживания солдата и то, как он, перенесший столько мук и испытаний, пробивается под обстрелом к своим и падает на родную землю, целуя ее.

Удары судьбы, всё более тяжкие, один за другим обрушиваются на солдата и дают со всей силой почувствовать их, как и последнюю утрату, когда он стоит перед мертвым сыном.

С проникновенным мастерством описывает М. Шолохов, тончайший знаток человеческого сердца, и то, как постепенно пришло к Андрею Соколову решение усыновить сироту Ванюшу, соединить его судьбу со своей.

Рассказ несет в себе философскую мысль о том, что и к последним вехам жизненного пути всё испытавшего в судьбе человека надо прийти с той щедростью души, которая побуждает его любить мир, растить около себя даже неродного сына для нового пути мужества и побед, добра и счастья.

Чтобы росли такие люди, нацеленные на честный труд и благородство поступков, поиска путей для лучшего будущего, нужен мир – и не временный, а долговечный, – подчеркивает писатель во всех своих послевоенных публикациях. И в «Слове о Родине», и во многих других статьях звучит его горячий, страстный голос против новых поджигателей войны.

20 сентября 1947 г. в «Литературной газете» появляется открытое письмо «С кем вы, американские мастера культуры?» за подписью М. Шолохова, А. Фадеева, К. Федина и других советских писателей.

И после этого обращения вместе с товарищами по перу писатель не устает бороться за мир и сплочение против войны всех людей доброй воли.

Идея борьбы двух миров – буржуазного и прогрессивного – воплощена в очерке «Свет и мрак», опубликованном в мае 1953 года в «Правде».

Шолохов пишет и о мирном труде на благо Родины, и с глубоким сарказмом переносится туда, где миром правит доллар.

Как публицист и политик выступает писатель и с больших трибун, бичуя тех монополистов, алчных и жестоких, враждебных всему прекрасному на земле, кто готовил народу новую бойню ради своих кровожадных, алчных выгод.

«Еще кровоточат на теле народа раны, нанесенные войной… А воротилы с Уолл-стрита уже снова держат на тонком, туго натянутом поводе смерть…» – говорит М. Шолохов, словно предвидя и их нынешние разбойные планы.

Гневно осуждая агрессора, писатель вновь и вновь показывает их волчьи, бесчеловечные принципы, которые стремятся привить людям в буржуазном мире.

Так и сегодня происходит в мире, где всем правят алчность и чистоган, жестокость монополистов, поддерживая их обслугой – продажными служками пера, работающими по их заказу, по их указке. Денежные хозяева и после войны награждали советских людей презрительной кличкой «Иваны», якобы те всё делают только по команде и указке сверху.

Отвечая клеветникам, Шолохов говорит: «Да, они делают всё по команде и указке, только своей совести и сердца, большой гражданской ответственности за сохранение мира и честного труда во имя всего этого…»

Именно эти Иваны, которых и ныне поносят империалисты, с великой отвагой спасали мир и Европу от фашистского варварства, когда своею грудью прижимались к дулам фашистских пулеметов, спасая товарищей по оружию от губительного вражеского огня, прикрывая от вражеских налетов небо, теряя жизни, тонули в соленой воде всех морей и океанов, омывающих нашу Родину, – и в конце концов спасли человечество от фашистской чумы, распростершей над миром свои черные крылья и тогда, и сегодня – как ни прискорбно это сознавать.

Намечалась эта губительная для народа политика сразу же после окончания Второй мировой войны и нашей Победы. Уже с 50-х годов прошлого века империалисты начали яростно разжигать пожар новой мировой войны, усиливая опасность ядерной катастрофы, которую они для острастки народов произвели в японских городах Хиросиме и Нагасаки.

Именно тогда М. Шолохов обратился к зарубежным писателям с призывом сесть за «круглый стол» с обсуждением положения в мире и сближения людей доброй воли перед лицом новой грозящей миру опасности.

И в это тревожное время особенно велика сила воздействия литературы, говорил писатель. Очень важно, кого она изображает в качестве героя. Того, кто заботится в основном о личном тщеславии, о своем мелком эгоистическом «я», или того, кто способен вести за собой, увлекая величием подвига и своих дел, благородством души, способностью идти на любые жертвы и испытания во имя свободы и мира.

Именно такой герой был жизненно необходим в противовес тем персонажам скороспелых писак, в которых проявлялись самолюбование и своеволие, жеманство эстета и холодное созерцание всего, что происходит в мире.

И в своих публикациях Шолохов выступает против тех писак, кто провозглашает «абсолютную свободу» в творчестве.

«Мы в абсолют не верим, и над героями демократии смеемся», – отвечал он буржуазной прессе, отвергая модернистские попытки представить свое маленькое «я».

«Культура общества создается усилиями прогрессивных писателей и общественных деятелей, всеми теми, кому дороги идеалы гуманизма и добра, и кто отдает свой талант борьбе с угнетателями, деспотизмом и невежеством, – утверждал М. Шолохов.

В статье «Величие души» он писал о сближении двух титанов мысли – Ганди и великого русского писателя Льва Толстого. При двух разных исторических условиях – жизни народов Индии и русского – они имеют общее в служении идеям прогресса. И цель художника объединять людей в их естественном благородном стремлении к миру и прогрессу.

Художником имеет право называть себя тот, кто направляет свой талант и силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечества.

М. Шолохов отдает свой поклон народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который никогда ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстаивать созданное им, свободу и честь, право строить свое будущее по собственному выбору.

И наши героические воины сражаются с укрофашистами за право строить свою жизнь и будущее не по указке реваншистов Запада и их сателлитов, а в надежде на процветание своей страны и за продолжение дружественного сближения со всеми миролюбивыми народами.

                                                                         А. ЗАСИМОВА

 г. Пушкино, Московская обл