ИА SakhaLife
28 ноября в рамках Дней олонхо прошла презентация книги кандидата философских наук, профессора АГИИК Валентины ЧУСОВСКОЙ «Якутский Театр олонхо – классический театр народа саха». Балаган «Степная дума» с трудом вместил всех гостей, которые оказались на двойном празднике. Презентация совпала с днем рождения министра культуры и духовного развития республики Андрея БОРИСОВА. Лучшего подарка, чем эта книга, трудно было ожидать.
Собрались люди искусства, культуры и науки, которым предстоит прочитать эту книгу и прийти к своему мнению о смысле и значении явления – Театр олонхо. Эти мнения будут разными, и возможно, спорящими друг с другом, потому что любое крупное явление возникает и живет на границах разных сфер, а значит к этому причастны люди разных интересов. Одни будут рассматривать Театр олонхо с точки зрения традиционного песнопения, другим будет важен ритуал, третьим – костюм и атрибутика, четвертым – танец и пластика.
Валентина Чусовская стала первой, кто развил и научно обосновал мысль, что Театр олонхо является культурообразующим фактором для народа саха. Из этого следует другая и более важная мысль, которая берет свое начало еще с середины восьмидесятых годов, когда автор книги увидела в «Желанном береге» ритуальный театр. Эта мысль овладела тогда умами трех идеологов Саха театра и зарождающегося Театра олонхо – Андрея Борисова, Геннадия СОТНИКОВА и Валентины Чусовской.
- Валентина Александровна пришла в Саха театр из Русского театра и влилась в его эстетику. Несмотря на то, что она не очень хорошо говорит по-якутски, она прониклась Саха театром. Я благодарен ей за то, что она сформулировала и обосновала идею Театра олонхо, как классического театра. Когда Михаил Ефимович НИКОЛАЕВ увидел эту книгу, он сказал, что у якутов не было классического театра. На что я ему ответил, что у японцев 600 лет назад тоже не было такого театра. После этих слов Михаил Ефимович попросил подарить ему эту книгу, - говоря об этом
Андрей Борисов, возможно, хотел зафиксировать важность исторического момента, когда заложенный сегодня фундамент через 600 лет будет образцом и каноном общепризнанного в мире театра.
Открыв первую попавшуюся страницу, читаю строчки о драматической христианизации Якутии и земледелии. Дальше идут абзацы о просветительском импульсе якутской культуры, о первых книгах на якутском языке, о том, как все это переживала традиционная культура с ее политеистической верой и как она адаптировалась к христианству, а потом – к атеизму. Не знаю, кто еще рассматривал эти процессы в контексте анализа якутского театра, но подозреваю, что их было крайне мало или не было вовсе. Во всяком случае, в списке использованной литературы этого издания я не увидела ссылок на местных авторов и их научные труды о генезисе якутского театра. Кроме книги Андрея Борисова «Я знаю, что я знал», его статей и «Антологии Саха театра» только книги самой Чусовской исследуют эту тему. В списке есть имена якутских ученых, далеких от театра, есть имена наших классиков, но преобладают мировые величины.
Поэтому видя рядом Аристотеля и Ойунского, Бердяева и Ксенофонтова, Мамардашвили и Хайдеггера, Анемподиста Софронова и Питера Брука, Окладникова и Пастернака, Тойнби и Башарина, Бхарата-Муни и Серошевского, хочется задаться вопросом – как эти люди встретились? На перекрестке какой идеи? Этой идеей оказался Театр олонхо. А человеком, объединившим их вокруг этой идеи стала Валентина Чусовская. Надо было пропустить через себя большое количество литературы, чтобы услышать в их голосах оклик и зов, который способен вывести якутскую традицию из изоляции в процесс мировой культуры.
Это главная ценность издания, которое вышло этой осенью в Новосибирском издательстве «Наука», было презентовано в Москве и высоко оценено столичными критиками. Андрей Борисов признался, что такой вклад в культуру стоит не трех тысяч рублей и грамоты, а трех миллиардов. Этой суммы хватило бы для возведения Международного Центра Олонхо с одноименным театром. Тема денег не произносимая вслух, витает в воздухе, потому что все, кто имеет отношение к Театру олонхо, мечтают о здании. Наверное, автор книги мечтает об этом больше других, потому что все ее мысли ждут своего воплощения на сцене.
Сама виновница торжества начала выступление с благодарностей. В первую очередь она выразила ее сотрудникам СФВУ
Юрию МОСКВИТИНУ и
Дмитрию ФОМИНУ, обучающих работе на компьютере слабовидящих. Большую помощь оказали ее ученицы
Гела КРАСИЛЬНИКОВА и
Виктория ДЕГТЯРЕВА, которые под диктовку писали ее статьи и организовывали лабораторию Театра олонхо.
Майя ДОКТОРОВА и
Раиса АММОСОВА оказали неоценимую помощь в поисках нужных фрагментов из олонхо
. Савва БОРИСОВ,
Ефим СТЕПАНОВ и конечно,
семья, – все они ждали выхода этой книги и своим интересом вдохновляли на творчество.
- Мне кажется, я выполнила свою задачу – включила Театр олонхо в мировой культурный процесс. Театр олонхо становится ценностью не только для якутского народа, но и для российского, потому что в России нет другого классического театра. Для мира это очень важно – классический театр работает на сохранение культурного многообразия мира, - отметила Валентина Александровна.
Неожиданную мысль она высказала о Степаниде и Андрее Борисовых, которые в религиозной стране получили бы духовный сан за вклад в культуру народа. «И стали бы они, как в цивилизованный странах Востока людьми, вошедшими в анналы истории. Только от этих двух человек зависит Театр олонхо и они должны заниматься только им. А мы равнодушны, а равнодушие – это бездуховность, которая как кислотная среда разъедает все», - искренне высказалась автор книги.
Кого-то удивит мысль о религиозном сане. Но чтобы понять, откуда это идет, надо прочесть книгу, где тема классического театра Японии, Монголии и особенно Индии погружает читателя в религиозный и магический мир восточного театра. Так классический театр Индии был создан пророком Бхарата-Муни «по велению Брахмы и для блага народа». Японский классический театр Но был создан отцом и сыном Дзэами и его основная идея – циклический круговорот, в котором красота, принимаемая из космоса, претворяется в образы театрального искусства и возвращается космосу, как излучение.
Все эти труднопостижимые вещи так далеки от нашей жизни, вернее, были бы далеки, если бы не появился Театр олонхо и книга о нем. Долгое время это непроявленное театральное явление существовало, пока его создатели не воплотили идею на сцене и не сформулировали в тексте.
Метаморфозы современного театра могут быть самыми неожиданными, и то, что из Саха театра в XXI веке возник Театр олонхо по образцу древних классических театров – это невозможно объяснить календарным временем. Как пишет сама автор, «это время фундаментальных общественных потребностей, вызывающих к жизни культурную форму классического театра». А значит Театр олонхо появился не для рефлексий по прошлому, а для рефлексий по настоящему, в котором главная потребность - осознать свою культурную идентичность и целостность мировоззрения.
Много было сказано слов благодарности и поздравлений. Директор ИГИиПМНС
Анатолий АЛЕКСЕЕВ говорил, что сегодня олонхо не может восприниматься в архаичном виде, потому что изменился зритель. Он вспоминал слова Ойунского о значении театра для прогрессирования народа. «Когда в девяностых годах появился Саха театр, то народ тоже встрепенулся, и начался подъем в литературе, изобразительном искусстве. Думаю, Театр олонхо станет фактором роста народа саха».
Директор Саха театра
Анатолий НИКОЛАЕВ признался в своей ревности к Театру олонхо, что лишний раз подтверждает, насколько сильно овладела эта идея Андреем Борисовым и его сподвижниками. Появление Театра олонхо становится не только поводом для ревности, но и мыслей о будущем Саха театра - не пойдет ли это в ущерб театру, если все внимание и энергия будут направлены на новое детище.
О неоценимом подарке родному народу говорил директор Театра олонхо
Виталий ВЛАСОВ. Прежде всего эта книга стала подарком для самого коллектива театра. Сегодня она необходима им даже больше, чем здание. Здание – это деньги и технические решения. А книга - это преодоление огромного разрыва между устной народной традицией и театроведением со всеми его культурологическими и философскими аспектами. Это все равно, что придумать флешку, которую можно ткнуть в компьютер, чтобы твоя информация стала доступна миру. Сам спектакль – это рукописный оригинал, прекрасный, но доступный ограниченному числу людей. Театральная мысль – это новый уровень, новая технология, позволяющая войти с самым древним искусством в мировую сеть.
Источник:
Елена ЯКОВЛЕВА. Olonkholand.ru