– Артур Николаевич, что для вас комсомол?
– Комсомол для меня – это та организация, которая дала путевку в большую жизнь. Это не высокие слова. После стольких лет, в том числе весьма трагических 90-х годов, это вполне осознанное представление.
Как личность я сформировался под воздействием семьи – отца, матери, старшего брата, а также близких друзей и знакомых. И, конечно же, это учеба в школе и высшем учебном заведении – в Сибирском автомобильно-дорожном институте.
Когда Якутский горком партии рекомендовал меня как молодого специалиста на комсомольскую работу, честно говоря, мне это не очень понравилось. Но чувство ответственности и положение Устава КПСС о том, что «коммунисты должны быть там, где самый трудный участок работы», заставили призадуматься.
Сейчас я считаю, что комсомол – большая школа. Он сформировал совсем еще зеленых людей – будущих командиров производства, организаторов по работе с массами. Прививал ценности, которые в тот момент были для государства наиболее важными. Поэтому все, что в последующем в моей биографии случилось, произошло под воздействием работы в комсомоле – в очень активной, боевитой, дееспособной молодежной организации огромного государства.
– Почему большой отряд комсомольцев промолчал, когда начали разрушать страну, уничтожать комсомол, толкать народ к нищете?
– Парадокс. Начиная с прихода к власти Михаила Горбачёва (с 1985 г.), с объявления перестройки, к сожалению, молодежные лидеры последовали своей известной традиции «Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!» А вожди КПСС во главе с Горбачёвым повели страну по пути демонтажа социалистических устоев, реставрации капиталистических, буржуазных отношений в стране. Конечно же, это был жестокий обман. В те годы проводилась огромная работа по оболваниванию всего населения СССР.
И, конечно же, люди с недостаточно окрепшим сознанием поддались массированной обработке. Руководство партии безудержно критиковало существовавшее положение дел в стране, сознательно подрывало ее экономику… Вера в то, что партия всегда ставит актуальные задачи, заставила 39-миллионную армию комсомольцев пойти под руководством предательской верхушки.
Предательство вождей всегда сказывается катастрофой для народа. И мы не исключение. Именно поэтому самая дееспособная часть молодежи и окунулась в саморазрушительную работу по уничтожению социалистических устоев общества.
– Сейчас говорят, что молодёжное движение не должно быть политизировано, ругают комсомол за идеологизацию…
– Ну а как вы хотели? Вот мы прожили 25 лет без так называемой идеологии. Исподволь протаскиваются ценности потребительского общества, буржуазных отношений, диктата капитала, прежде всего диктата доллара.
Даже нынешняя власть, по сути дела компрадорское руководство, продолжающее губительный для страны путь, пытается придумать какую-то новую идеологию, общенациональную идею с тем, чтобы каким-то образом оправдать свои действия. Но это невозможно сделать, потому что практика жизни показывает: все идеи и реформы, провозглашаемые якобы во имя блага народа, в результате превращаются в большие бедствия для абсолютного большинства населения страны, прежде всего простых трудящихся.
– Многие олигархи и высокопоставленные чиновники тоже вышли из комсомола…
– Конечно же, не все слепо следовали спущенному сверху курсу. Многие понимали, к чему это приведет. Честные молодые люди, а их было немало, пытались противостоять антинародному режиму. Им тяжело пришлось в этой жизни.
Но были и те, кто, прекрасно понимая, что за процессы в стране идут, уже тогда, утратив совесть, бросился срочно набивать карманы, приватизировать национальное достояние, народное добро.
И как люди, обученные в комсомоле организаторской работе и убеждению масс, быстрее всех успели и нахапать, и занять тепленькие кресла.
Сегодня часть из них находится в числе правящей олигархической верхушки, начиная от самого президента, премьер-министра. Все они бывшие коммунисты и атеисты. Правда, они научились правильно креститься по-православному. Сейчас они пытаются православием заменить идейные ценности, заложенные в основе справедливого социального социалистического устройства общества.
– Комсомол научил многих кропотливой работе…
– Комсомол – это огромная, напряженная работа. Ответственность за организацию и проведение мероприятий полностью ложилась на небольшие аппараты райкомов, горкомов и обкома. Например, в Якутском обкоме комсомола работал 41 человек. И они управляли действительно большой массой молодежных дел: начиная от спортивных, культурных, кончая производственными и другими общегосударственными, политическими.
На территории республики решались такие серьезные экономические задачи, как строительство БАМа, Вилюйской ГЭС и других. Вспомните, когда громили советскую власть, кричали, что Россия – это родина слонов и никому не нужно строительство БАМа. Это все, дескать, авантюра правящей верхушки СССР.
Но сегодня мы видим: даже не достигнув уровня социально-экономического развития 90-х годов советских времен, БАМ уже не обеспечивает потребности грузопотоков, которые формируются на Дальнем Востоке. Уже на полном серьезе речь идет о строительстве второй нитки железнодорожной магистрали – второго пути БАМа.
– А случались ли экстремальные ситуации?
– Мне вспоминается особенно тот случай, когда я, второй секретарь Якутского горкомола, в том числе руководил работой ОКОД (оперативный комсомольский отряд дружинников). При горкоме действовали порядка семи подобных отрядов. Они занимались патрулированием улиц, обеспечением правопорядка на массовых общественных мероприятиях, дежурили в парке культуры и отдыха, работали с трудными подростками и их семьями.
Однажды комсомольский отряд Сергея Черныха самостоятельно провел операцию и прихватил в одном частном доме целую группу домушников, обкрадывавших квартиры горожан.
…По неопытности ребята, а их было семь человек, зашли в один из частных домов и застали пьянствующую компанию. Увидев, что мужики не сопротивляются, комсомольцы сняли наружное оцепление и все вошли в квартиру. Вот тут-то и напоролись на рецидивистов. Преступники в один миг разбили лампочку, освещавшую помещение, выбили окно и бросились врассыпную. Тем не менее ребята человек пять задержали.
А на другой день в сводках милиции прочитал: «Благодаря оперативной разработке городского отдела внутренних дел задержана группа домушников, долгое время промышлявшая в г. Якутске». В списке изъятых материальных ценностей, числившихся в розыске, отпечатанном на двух листах, значились: охотничье ружье, бытовая техника, магнитофоны и другое.
Теперь представить трудно: на рецидивистов пошли ребята, почти дети, без всякой возможности на помощь и сумели задержать, причем никто при этом не пострадал. Сереже тогда едва исполнилось 18 лет.
Это был очень серьезный шок. Потом состоялся разговор о том, что нельзя подобные вещи допускать, так как опасно для жизни. Но это и говорит о том, что ребята были полны энтузиазма. Впоследствии многие из них стали работать в органах внутренних дел, в том числе и Сережа.
Сегодня в стране всевозможные декларации о патриотизме остаются пустыми словами. Очень сложно пробудить в молодежи искреннее стремление к добру, честности, порядочности, когда прославляются все те, кто любыми путями стремится к наживе. Для них специально изменяются не только законодательные акты, но и Основной закон. Для них придумываются всевозможные амнистии. В таких условиях воспитывать молодежь в духе преданности Родине и народу, в духе патриотизма и справедливости очень и очень сложно.
– Что бы вы хотели пожелать молодёжи, в частности коммунистической?
– Мне хочется пожелать комсомольцам успехов в сложнейшей работе. Хочется пожелать, чтобы ценности, которые они проповедуют, ярким светом загорелись в нашем обществе как можно скорее.
Беседу вела Галина Мохначевская.