Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Ушел из жизни известный журналист Якутии

Так уж сложилось, что в 90-е трудные годы, когда, казалось, все вокруг рушилось, мы с ним были вместе, занимая жесткую оборону в отношении тех, кому мешала газета "Молодежь Якутии". И у меня была возможность убедиться, каким верным другом он умел быть и насколько жесток и последователен был, когда дело касалось принципиальной позиции газеты.

Писать о нем в прошедшем времени сейчас просто нет сил. Хочу лишь выразить от имени всех "молодежкинцев" искреннее соболезнование родным и близким Юрия Федоровича Кобылинского.

В архиве нашего портала есть интервью с ним, оно было опубликовано в 2003 году в журнале "Панорама Якутии" и дает, на мой взгляд, представление о том, каким он был человеком и журналистом, как пришел в профессию, ставшую делом всей его жизни. Проблемы прессы, взаимоотношения СМИ и власти, о которых он говорил почти 14 лет назад, остаются актуальными и сегодня.

Тамара ШАМШУРИНА.

«Юрий Кобылинский: «Аргументы и факты» нигде не валяются», Елена Кузьмина, «Панорама Якутии, №9, 2003 г.

– Юрий Федорович, насколько мне известно, вы по образованию историк. Как вы попали в журналистику?

– Так уж получилось, что моя жизнь всегда была связана с прессой. И когда я учился в институте, и потом, когда преподавал, работал в комсомоле в Алданском районе, затем в обкоме ВЛКСМ в Якутске. Мне очень нравилось писать. Тем более, что встречал много интересных людей, приходилось бывать в разных ситуациях. Так что рука была набита. Я, кстати, один из немногих, кто до сих пор пишет от руки, и мне это нравится. Я чувствую бумагу, чувствую текст, больше доверяю руке, чем компьютеру.

Непосредственно в журналистику я пришел сразу редактором - сначала в «Трибуну молодежи», потом шесть лет работал в «Молодежи Якутии», сейчас вот в «Аргументах и фактах».

Мне повезло, что в своей жизни я встречался с замечательными, уникальными журналистами, прекраснейшими людьми, которые действительно очень помогли в творческом становлении. Очень жаль, что слишком поздно начал свою журналистскую жизнь. С большим удовольствием ощущаю, что я работаю в своей среде, среди людей, которые своими руками что-то создают. Приятно получить в руки газету, созданную тобой, увидеть, что все, что было задумано, получилось. Испытываешь настоящее счастье, когда получаешь обратную реакцию. Вот, на прошлой неделе были звонки от читателей – тут и казацкая проблематика, и тех, кто находится в местах заключения. Я считаю, что газета должна быть острой, жесткой, но достойной.

– Недавно вышел после большого перерыва первый номер газеты «Молодежь Якутии». Вы один из ее бывших главных редакторов. Как вы отнеслись к этому факту?

– Положительно. Это одна из старейших газет, которая в течение более сорока лет не меняла свое название, одна из немногих газет, которая во времена перестройки и гласности встала на путь честного разговора с читателем. Сначала партийным властям, потом демократам, разным другим структурам она казалась неудобной. «Молодежка» была единственной молодежной газетой, которая за всю историю Якутии набрала самый большой тираж – 43 тысячи, не липовый, как это сейчас принято. Я принимал газету от Тамары Сергеевны Шамшуриной в очень сложное время. Я принимал ее, действительно бывшую властительницей умов не только молодежи. Тогдашнюю власть не устраивала эта газета - открытая, честная, критическая. Не было никакого компромисса, не было никакого холуяжа, была жесткая, острая публицистика, основанная на фактах. Поднимался национальный вопрос, жестко ставилась социальная проблематика, из-за этого постоянные конфликты с редактором, его неприятие властью. И все это перешло ко мне.

Мне очень повезло, что в газете работали такие сильные журналисты, как Эдуард Волков, Ирина Пантелеева. И так продолжалось до 2001 года, когда было дано негласное указание «Сахаполиграфиздату» нас не издавать. Мне пришлось эту газету делать в Москве, в редакции «Новой газеты» у Дмитрия Муратова. Месяца два я работал в этом коллективе, где работали такие известнейшие журналисты, как Александр Минкин, Юрий Щекочихин. И наша газета делалась там – верстка, формирование номера. Я сидел на телефоне в Москве, а в Якутске Тамара Сергеевна, Ира Пантелеева, молодые журналисты, которые к нам тянулись, готовили материалы, посылали мне, я их редактировал, ставил в номер.

Было очень интересное время. Естественно, я думаю, что «Молодежку» боялись. Было много заигрываний, обещаний, поступало много предложений очень выгодных, но, как говорится, «Васька слушает, да ест», так и мы - слушали, соглашались, но позиции своей не теряли. Это было острое политическое издание, находящееся в оппозиции власти, критически относящееся к ней. Если сейчас полистать подшивки, те номера, которые подписывал я, можно проследить очень сложную динамику формирования демократических ценностей, понять, что переживала Якутия. Критически ко всему относились, потому что видели, что происходит что-то очень-очень нехорошее. В редакции много было споров, кто-то больше склоняясь к левому крылу, кто-то – к правому. Но в споре рождалась истина, мы всегда приходили к какому-то человеческому, товарищескому пониманию, и получался интересный номер.

Я хочу пожелать новому изданию «Молодежки», чтобы она не растеряла тех ценностей, которые ее всегда отличали, - независимость, критический взгляд на жизнь, очень высокое профессиональное качество журналистики. Вообще, если взялись делать газету, надо быть мудрыми.

Мне не стыдно за то время, которое я проработал редактором газеты «Молодежь Якутии». С большим удовольствием вспоминаю о нем.

Много газет было в республике, много их возникало, много погибало из-за того, что амбиции преобладали над профессионализмом.

Если нынешние издатели хотят сделать «Молодежку» популярным изданием для молодежи, и не только для нее, представляете какого уровня должны быть публикации! Эта одна из проблем, которая на наших корпоративных встречах в «АиФе» постоянно звучит, потому что с молодежью очень трудно работать. И если газета носит название «Молодежь Якутии», то здесь должен быть очень серьезный подход, очень кропотливая работа с творческим коллективом, который сегодня эту газету создает.

– С кем из российских политиков, государственных деятелей вам приходилось встречаться, может быть, брать интервью?

– Мне в жизни очень повезло, волею судьбы я был очевидцем многих исторических событий, которые уже сегодня описываются в учебниках. Знаком со многими из российских политиков, государственных деятелей, лично общался с ними. Это Ельцин, Горбачев, современные политики в Государственной Думе и Совете Федераций. Приходилось интервьюировать Жириновского, Явлинского, Немцова, Хакамаду, Зюганова, Патриарха Алексия П, Шумейко, Руцкого, Хасбулатова, Мне довелось встречаться с большими деятелями культуры, науки, например, с академиком Велеховым Е.П.

Я никогда не ожидал, что на меня большое впечатление произведет Зюганов или, например, Жириновский. При личной с Владимиром Вольфовичем встрече в Госдуме я увидел совершенно другого человека, без той помпы, с которой он обычно выступает, нормальный, хорошо говорящий, хорошо думающий человек, но плохо знающий Якутию.

Присутствовал на выступлении Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Встречался со многими нашими российскими министрами – Шойгу, Игорем Ивановым, бывшим министром обороны Сергеевым. В Совете Федераций, в то время, когда Путин был премьер-министром, мне удалось задать ему свои вопросы по поводу нового состава российского правительства. Как раз это был конец 1999 года. Вопросов задавали много, но когда он услышал, что вопрос от журналиста из Якутии, повернулся ко мне и ответил на него?

– Помните, у Грибоедова: «Избави пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»? Можно ли так сказать и по поводу отношений между прессой и представителями власти?

– «Молодежь Якутии» была оппозиционным изданием, об этом открыто говорили. Но нас отличала качественная журналистика и аргументированная критика. У меня были встречи с Президентом М. Е.Николаевым, на которых мне очень долго и подробно разъяснялись многие вещи, которые звучали в газете. Что касается сегодняшнего времени, мне труднее выстраивать свои отношения с республиканской властью, потому что политика «Аргументов и фактов», определяется корпоративными правилами, и я обязан им подчиняться.

«Аргументы и факты» – газета не оппозиционная. Само ее название говорит о том, что она направлена на информирование и аргументирование фактов. Это газета для семейного чтения. Там минимум политики, больше социальных тем, связанных с обычными проблемами, которыми живет российский человек, простой обыватель, в хорошем смысле этого слова. Власть как бы поддевается, но не критикуется. Политика власти анализируется, причем, очень хорошим, сильным, профессиональным языком, но не более того. Следуя этим правилам, я стараюсь избегать острых, сложных, спорных публикаций о власти. Хотя иногда очень хочется, очень. А внешние проявления такой газетной политики, видимые через призму читательского мнения, с определенной возрастной характеристикой, от 30 до 70 лет, говорят о правильности избранной тактики.

Сегодня прессе даны очень большие возможности. Власть иногда даже не в состоянии ответить контрударом на какую-либо публикацию. Она бывает бессильна что-то сделать, потому что судебная система, хотя и может наказать журналиста, но далеко не всегда. Даже сам факт, например, последующего судебного разбирательства становится своего рода рекламой для газеты. В Якутии такая проблема есть, эта проблема очень серьезная. Есть издания, деятельность которых пытаются каким-то образом ограничить, так как растиражированный ими слух потом дезавуировать очень сложно.

– Сегодня вы возглавляете редакцию газеты «Аргументы и факты» на Севере». Где, на ваш взгляд, сложнее работать – в бывшей «Молодежке» или в нынешней редакции?

– Конечно, в «Аргументах и фактах» на Севере», потому что приходится всегда работать в определенных рамках. Шаг в сторону считается недопустимым в силу сложившихся за долгие годы существования этой газеты традиции, сразу последует соответствующая реакция куратора. Я обязан находиться в том пространстве, в котором живет сама газета. Это очень хорошее пространство, очень высокопрофессиональное, качественное, где очень строгий контроль над региональными приложениями, где почти ежедневно мы работаем с куратором по самым разным проблемам: оформительским, чисто творческим, оргпроблемам, финансовым. И нет никаких перерывов. Каждый день мне могут позвонить с конкретным вопросом, на который я должен профессионально дать ответ. На этом основываются наши взаимоотношения. Такой стиль работы не только дисциплинирует, но и заставляет придерживаться определенной профессиональной планки. Поэтому для меня работа в таком издании, с таким коллективом, с такими традициями, с таким опытом работы – большая честь. А самое главное, что все это делается очень корректно, очень достойно. Даже самому неудобно, когда идет «разбор полетов» и тебе в корректной форме указывают на то, что ты сделал неправильно.

– Насколько мне известно, нередко вашей редакции приходится судиться. По каким причинам чаще всего?

– Да. Эта проблема актуальна. У меня есть оппонирующие стороны, которые имеют претензии к журналисту, к редактору по определенной публикации. Журналист имеет право на свою позицию, причем она может быть очень жесткой. Ну а тем, о ком он пишет, это не нравится. Во многих случаях я все же стараюсь идти на компромисс, не доводить дело до суда, дать возможность высказаться и той стороне, которую мы критиковали.

– «Аргументы и факты» - одна из самых популярных газет в стране. На чем, на ваш взгляд, основано ее долгожительство?

– Я думаю, на остроте и актуальности проблем, потому что все, о чем пишут «Аргументы и факты», - это жизненные, сиюминутные моменты, которые сегодня мы переживаем. Ноу-хау «Аргументов и фактов» – это рубрика вопросов и ответов. Нигде, ни в одной газете нет такого прямого диалога читателя со специалистами или журналистами, которые пытаются разобраться в узких, конкретных вопросах читателей. Второе – это определенная жизненная позиция, приближенность к жизни. Пенсии – полный расклад, полные цифровые данные. Советы, как выжить. Здравоохранение – очень много материалов. Нормальным доступным языком написано, как лечиться, куда обращаться.

Много материалов на правовые темы, которые тоже помогают людям определиться в каких-то сложных жизненных ситуациях. В газете очень много материалов, которые напоминают прошлое, – это забытые артисты, политические деятели, ученые, которые занимаются конкретными, очень интересными проблемами. Одна из немногих газет, где очень много материалов о путешествиях, приключениях. Это газета, хоть и некрасивое слово, но я его назову, где очень много чтива. Мне очень приятно, что «Аргументы и факты» нигде не валяются. Иногда проходишь мимо помоек, видишь – всякие газеты лежат, но «Аргументы и факты» - никогда. То есть, купив эту газету, ее можно в течение недели почитать, можно перечитывать, положить, чтобы опять к ней вернуться. Она и оформлена хорошо, эстетически привлекательно выглядит. Вот эти составляющие, я думаю, и есть секрет ее успеха, к чему и мы стремимся. Очень приятно, что среди дальневосточников наше региональное приложение одно из лучших по верстке. Может, в литературном плане мы не имеем тех сил, которые бы хотелось, но, тем не менее, делаем все для того, чтобы приблизиться к стандартам московских «Аргументов и фактов».

На снимке: на праздновании 50-летия газеты "Молодежь Якутии", 15.11.2008 г.