В детстве ходили в тайгу, в полузаброшенные сайылыки, где летом держали коров, и видели иссохшие, стонущие от порывов ветра шаманские деревья – кэрэх мас, на которых висели побелевшие от времени черепа жертвенных животных. Среди тайги находили полуистлевшие остовы древних захоронений – аранасов, разрушенных ветрами веков и омытых дождями и снегами ушедших в небытие времен. Сам воздух был напоен и наполнен мистикой.
Кто такие Шаманы, Ойууны? Кем является Великий Шаман 12-го уровня Савей?
Шаманы, Ойууны – это носители древнейших знаний человечества, это Учителя, передающие космическое учение, которое почти забыто нами, это люди, умеющие странствовать по параллельным мирам, исцелять космической энергией. Некоторые считают шаманов избранниками духов. Но они не только избранники духов, но это избранники Небес, избранники Вселенной. Сама Вселенная дает им доступ к космическим знаниям, в них заложена генетическая память всего человечества.
Шаманы учат нас жить в гармонии с миром, со Вселенной и с самим собой, жить по установленным с начала времен вселенским законам, о которых подсознательно знает каждый из нас…
Когда человек становится шаманом, то он «умирает» как обычный в земном понимании человек, проходит через шаманскую болезнь и перерождается в духовном плане, воскресает другим, иным… Он уже мыслит глобальными понятиями, действует уже в нескольких мирах. Но каждый шаман по – своему особенный: то, что дозволено одному, не дано другому, то чем обладает один, не дано постичь другому. Вселенная дает знания и возможности по мере духовного роста. Только шаманам дозволено знать и постичь тайну мироздания, истинное предназначение человечества. Эту величайшую в своей гениальности и простоте истину не должен знать обычный человек, эта истина может свести с ума слабых, озлобить и извратить сильных, навсегда лишить покоя и разума.
Шаманы - это люди вне времени и пространства.
Великий Тунгусский Шаман Савей, в нашей реальной жизни Семен Степанович Васильев, представитель древнего эвенкийского рода ингилас, потомственный шаман из династии тунгусских шаманов, генетический носитель космических знаний, один из немногих сильнейших шаманов мира.
Каким Он остался в памяти людей, которым довелось видеть Его, жить рядом с Ним, или просто судьба свела на какое – то мгновенье?
Саргылаана, учительница якутского языка и литературы школы – интернат «Арктика», которой довелось увидеть Великого Шамана Савея лишь один раз, вспоминает: «Я с Ним не общалась. Был апрель месяц 2007 года. Был семинар «Снежный покров». Приехали гости из Норвегии, Финляндии и представители нашей республики. Там Он камлал. Сначала Он был в обычной одежде, и никто не мог подумать, что это Великий Шаман. Был очень скромный. У Него была приятная внешность.
Днем Он начал камлать. От ударов Его бубна задрожал пол. Как будто все вокруг задрожало и зазвенело. Эти таинственные звуки бубна, через пятки пронизывая все тело, проникали до макушки головы. Участилось сердцебиение. Мне стало как – то не по себе. Я была поражена. Меня охватило какое – то непонятное чувство, то ли испуг, то ли смятение… После того, как Он закончил камлание, гости начали фотографироваться с Ним. Он был в шаманском убранстве. Я была то ли в смятении, то ли страх какой – то овладел мной, и я отошла прочь. Не стала фотографироваться с Ним. Что – то удерживало меня. По поверью саха нельзя этого делать.
Вот таким я запомнила Великого Шамана».
Туяра – жительница Нерюнгри - нашла в Савее защитника и получила от Великого Шамана таинственный оберег. Она поведала мне много интересного об этом удивительном человеке, который посетил наш Срединный мир, чтобы помогать людям и делать наш мир лучше и добре: «О шамане Савее в Нерюнгринском районе понаслышке знали многие, так и я, что-то и от кого-то слышала, но никогда не предполагала, что мне человеку с прогрессивными взглядами придется столкнуться с миром Савея лицом к лицу и воспоминание об этой встрече навсегда врежется в память. Как к колдунам и ведьмам, к шаманам люди приходят в тяжелый час, когда настигает горе, либо в минуту сомнений и тяжелого выбора. Так и мне в 2006 году пришлось обратиться к Савею за помощью, необходимо было в короткие сроки провести обряд поклонения тайге и населяющим его духам. Как оказалось, шаман Савей очень занятый человек, то он в тайге, то в отъезде, ждать пришлось несколько дней. Наконец день был назначен, и мой муж поехал в Иенгру за шаманом и его помощницей. Я с нетерпением ожидала возле накрытого стола. Когда же, наконец, Савей переступил порог моего дома, я увидела маленького, согбенного, сухого старика с мутными глазами в старом изношенном пиджаке, в, общем, никакой мистики, обычный пожилой человек. В квартире Савей осмотрелся и на своем языке сообщил, что обряд будет долгим и проводить его надо за городом с разжиганием костра. Мы с мужем старались выполнить все указания шамана, сам Савей сидел молча, лишь изредка вставляя реплики, которые переводила его помощница. В суете сборов я металась по дому, и почти физически ощущала следящий взгляд старика и точно понимала, что нужно брать с собой, хотя он молчал, и глаза его были полуприкрыты.
Наконец мы выехали на окраину города и очень скоро достигли нужного места. Савей расположился, разжег костер, теперь я сидела и тихо наблюдала за его действиями, помощница давала распоряжения моему мужу и его брату. Когда все было готово Савей надел облачение в начал камлать, сидя возле костра, он что-то приговаривал, иногда постукивал в бубен, так продолжалось около часа, было очень утомительно. Потом шаман резко для своего возраста встал и начал приплясывать, непрерывно бормоча и выкрикивая непонятные слова. Воздух сгустился, казалось, дым от костра перестал рассеиваться и плотно повис над местом камлания. Я, не отрывая взгляда, смотрела на Савея, где-то на краю сознания мелькнула мысль, что похоже мы все угорели или находимся под гипнозом. Глаза щипало от дыма, сознание сузилось, пропало ощущение времени и все вокруг в мире как - будто остановилось. Внезапно всё закончилось. Взглянув на часы, я не поверила своим глазам, прошло около четырех часов.
Мы вернулись в город, долго сидели в теплой квартире за чаем и разговаривали. Савей много говорил, рассказывал, что ему для перехода на более высокий шаманский уровень, необходимо самому добыть медведя для того, чтобы из его шкуры сделать себе новый бубен. Рассказал, как он сам в тайге добывал сохатого на свой теперешний бубен, какое это большое значение имеет для него и его шаманского статуса.
В рассказе он не раз упоминал о том, что время изменилось, люди стали плохие, опасные. Во время этого общения у нас возникла атмосфера доверия и симпатии, каким-то образом я перестала видеть в нём старого, немощного старца. А беседовала с сильным, мудрым и прозорливым человеком, который, обращаясь ко мне, вел беседу как с равной, давно знакомой ему женщиной, только с более зрелой и знающей, которой я в то время совсем не была. На прощание он оставил мне нечто, что теперь я храню как оберег от Савея и память об этом удивительном человеке, который подарил мне ощущение защищенности в этом мире».
Полный благодарности и какого–то особого тепла рассказ Туяры, на мой взгляд, полностью раскрывает каким человеком был и есть Великий Шаман 12-го уровня Савей.
21 марта 2013 года, в день весеннего равноденствия, в сакральный для древнейшей религии саха день, когда свет побеждает тьму, я была у ученика Савея Федота Иванова в Вилюйском улусе, прошла обряд благославления – арчы, видела камлания истинного шамана. Федот говорил о своем Учителе с глубоким уважением и почтением. Я поняла с его слов, что Великий Шаман Савей является сильнейшим в своем поприще, что очень многое подвластно его силам, что Он один из последних, которому Вселенная дала великие познания…
Жители Иенгры вспоминают о Великом Шамане как об отшельнике, жившем далеко в тайге. Как они говорят, в последние десятилетия Савей отошел от обыденной жизни, любил жить в уединении и в единении с природой. Если Он был в поселке, то к Нему приезжали со всех концов России, кто лечиться, кто изучить шаманизм, даже приезжали, чтобы получить обучение шаманскому искусству, к Нему и на стойбище в тайгу тоже ездили. Великий Шаман и сам ездил по разным странам, помогал всему миру. Сородичи говорят, что Савей был очень спокойным, рассудительным и светлым человеком, жил по издревле установленным эвенкийским заповедям. Иенгринцы говорят о Савее просто, без тени мистики и ореола загадочности. Так и должно быть: все гениальное просто и понятно. Избранные, такие как Великий Шаман Савей, близки и понятны людям, с детьми они как дети, с молодыми как молодые, со стариками как старики, они понимают все и всех. Человек, знающий тайну мироздания, видит и слышит все помыслы человека, чувствует и осязает все движения человеческой души, и никогда не использует эти знания в угоду зла. Потому что зло, сотворенное человеком, влечет за собой зло. А добро встретит ответное добро. Может, это и есть извечный простой закон мироздания. Какие действия человек совершает в пространстве, такой ответ и отклик получает от Вселенной.
Если каждый будет делать что – то доброе, то и мир вокруг станет добрее. Ведь добро порождает добро, любовь притягивает любовь, красота творит красоту…
Пусть Великий Шаман Савей со своих далеких миров своей всеобъемлющей силой охраняет покой нашего мира, пусть дарит каждому из нас чувство защищенности в этом мире.
Варвара КОРЯКИНА,
ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Нерюнгринской городской библиотеки.