Емельян Михайлович Ярославский
(Миней Израилевич Губельман)
1878 — 1943
Родился в г. Чите Забайкальской области, в семье ссыльнопоселенцев. Окончил Читинское городское училище, затем экстерном сдал экзамены на курс Читинской гимназии и при Казанском университете на фармацевта. С 1898 г. — член РСДРП. В 1907 г. за революционную деятельность был арестован и приговорен к 5 годам каторжных работ. После каторги сослан на поселение в Якутск, куда прибыл 14 июня 1913 г. Находясь в ссылке, вёл революционную, пропагандистскую, культурно-просветительную и научную деятельность. С 1913 по 1915 г. работал заведующим метеорологической станцией, с 1915 по 1917 гг. — консерватором Якутского областного музея. Ярославский жил в отдельном домике при музее. Этот дом находился во дворе научной библиотеки, тогда музей помещался вместе с библиотекой в одном здании. Часто в доме собирались ссыльные большевики. Здесь устраивались доклады на различные политические и общеобразовательные темы, зачитывались рефераты, велись долгие беседы и споры о войне, о приближающейся революции. После событий февраля 1917 г. Ярославский вместе с другими ссыльными выехал в центральную часть России. Он до последних дней своей жизни следил за развитием экономики и культуры республики, помогал в решении вопросов хозяйственного, культурного строительства. Поддерживал якутян во время массовых репрессий.
С 1913 по 1915 гг. в Якутске существовал тайный литературный кружок «Кэскил», слушателями которого были воспитанники городского 4-классного училища, реального училища, двухклассной миссионерской школы, фельдшерских и педагогических курсов и учительской семинарии. В этом кружке занимались учащиеся 4-классного училища, а затем учительской семинарии со дня ее открытия, П.А. Слепцов (Ойунский) — организатор кружка, Н.Д. Неустроев и другие. В 1915 г. кружок расширился: членов стало более 70 человек. В этом кружке активно участвовал и учащийся четырехклассного училища М.К. Аммосов. Целью кружка было общее литературное развитие учащейся молодежи и воспитание молодых писателей. В кружке проводились литературные диспуты, обсуждались художественные произведения русских, зарубежных и якутских писателей, издавался рукописный журнал «Юность», на страницах которого члены кружка писали стихи, статьи и разные заметки.
Молодежь, не удовлетворенная одними литературными дискуссиями, постепенно переходила к политическим беседам. Однако, молодежь в то время не могла идти дальше отдельных критических замечаний о политике, провозглашения лозунгов о демократии и свободе. Ойунский и другие передовые члены кружка делились со своими товарищами по кружку мыслями и прочитанными книгами о классах и классовой борьбе. Таким образом, этот литературный кружок представлял первое звено в организованном изучении литературных произведений молодежью, которая на занятиях вела политические беседы. В этом смысле он был переходным закономерным этапом в создании более конспиративных политических кружков молодежи. Однако он, не имевший опытного руководителя, не удовлетворял растущих политических интересов молодежи.
Осенью 1914 г. в г. Якутске открылась учительская семинария, основная масса воспитанников которой были дети якутов из отдаленных улусов. Постепенно образовалось несколько землячеств, наиболее сплоченным оказалось вилюйское, причем в него были вовлечены не только семинаристы, но и гимназистки-вилюйчанки. Члены землячества объединились в кружок, преследующий цели «общего развития» и выпускающий с осени 1916 г. рукописный журнал «Дитя». В числе кружковцев были С. Аржаков, С. Гоголев, С. Жирков, И. Иванов-Барахов, гимназистки Д. Александрова, Д. Жиркова, М. Потапова.
Начиная с 1916 г. ссыльные большевики все больше и больше стали обращать свое внимание на передовую, демократическую часть учащейся молодежи Якутска и постепенно втягивали ее в кружковые занятия. В том же году был создан новый литературный кружок «Первые шаги», руководимый Ем. Ярославским. Участница кружка Д.С. Жиркова вспоминала, что в начале зимы 1916 г. Максим Аммосов предложил ей вступить в литературный кружок «Первые шаги», который будет иметь свой рукописный журнал, что в нем можно писать рассказы, стихотворения, заметки о прочитанных книгах и т.д.». Кружок имел 8-9 слушателей. На первом занятии кружка Ярославский сделал интересный доклад о жизни и деятельности Н.Г. Чернышевского, где подробно остановился на его пребывании в Якутии. Занятия кружка обсуждались рефераты о тех или иных крупных писателях России.
Кроме двух литературных кружков в 1916 г. в ряде учебных заведений возникли другие кружки тоже литературного характера. По инициативе руководителей кружков молодежь собиралась на объединенные собрания кружковцев, принимавшие иногда политический характер. На одном из таких собраний прибыло 30-35 человек. Присутствовали Г.И. Петровский, К.И. Кирсанова, А.В. Агеев, В.И. Шамшин, Н.Г. Бубякин, Г.О. Охнянский и д.р.
Молодежь под влиянием политических ссыльных, прежде всего большевиков, втягивалась в политические кружки. Большевики знакомились с настроениями и эрудицией учащейся молодежи, беседовали с ней, рекомендовали и снабжали нелегальной литературой. К.И. Кирсанова и М.М. Виленская, работавшая заведующей читальным залом Городской публичной библиотеки, знакомили молодежь с важными политическими произведениями, давали книги на дом, объясняли как и что читать.
Таким образом, начало организации политического кружка, руководимого Ярославским, было положено в декабре 1916 г. С первых же дней в этот кружок вошли М. Аммосов и П. Ойунский, жившие в одной квартире, и Д. Ершов, живший вместе с Г.И. Петровским. Два первых вовлекли в кружок своих товарищей по семинарии С. Аржакова, С. Гоголева и Д. Жиркову.
Последняя ввела в кружок своих подруг К.и Н. Середкиных и К. Атласову. Из духовной семинарии ходили на занятия А. Попов и Г. Колесов. Занятия проводились тайно, в квартире Ярославского во дворе Якутского музея, иногда в квартире Аммосова и Ойунского, или Попова.
К концу 1916 г. состав кружка расширился, и количество членов возросло до 20 человек. В его состав вошли Н. Бубякин, И. Барахов и др.
Анализируя причины и характер мировой войны, и отношение к ней пролетариата и его партии, на занятиях кружка Ярославский разъяснял и другие вопросы теории. В лекциях и выступлениях он рассказывал историю революционного движения в России, теорию и практику большевизма по вопросам войны и мира и революции.
Кроме Ярославского, руководителя и ведущего лектора, выступали на занятиях и собраниях кружковцев Г.И. Петровский и К.И. Кирсанова. Из с. Покровска в Якутск приезжал Серго Орджоникидзе и беседовал с молодежью по вопросам политического и теоритического характера.
В 1916 г. существовал и другой политический кружок под названием «Рассвет», состоявший тоже из учащейся молодежи. Кружком руководили Ем. Ярославский и К. Кирсанова. Под руководством Ярославского слушатели кружка изучали некоторые марксистские труды, по которым они составляли рефераты и выступали с ними на занятиях кружка.
В конце ноября 1916 г. Ярославский организовал подпольный строго конспирированный революционный кружок «Юный социал-демократ». В него вошли только немногие члены кружка «Первые шаги» и ранее упоминаемого кружка «Рассвет». Занятия проводились в клубе приказчиков, иногда на квартире у Ярославского.
Слушатели «Рассвета» Р. Цугель, В. Синеглазова, С. Калачик, И. Альперович, Н. Фаткулов, Г. и Н. Шергины присоединились после революции к кружку «Юный социал-демократ», организованному в 1916 г. Ярославским, при этом сохранили и свой кружок.
Члены кружка «Юный социал-демократ» принимали активное участие в Февральских событиях в Якутске. 3 (16) марта, после получения телеграммы о событиях в Петрограде, кружковцы помогли большевикам распространить весть и устроить митинг. На митинге с речью выступили М.Аммосов и П.Ойунский. 4 (17) марта в клубе приказчиков на партийном собрании были приняты члены в большевистскую группу Якутской организации РСДРП: М. Аммосов, С. Аржаков, Н. Бубякин, С. Васильев, Д. Жиркова, И. Редников, А. Попов. В апреле 1917 г. в партию вступил Г.Баширов, в сентябре И. Барахов и М. Ксенофонтов-Мегежекский, а в 1918 г. П.Слепцов-Ойунский, Г. Тахватуллин, В.Синеглазова, Б.Чижик. Кружок «Юный социал-демократ» стал работать легально. Молодые члены РСДРП под руководством ссыльных большевиков выступали на митингах и собраниях, переводили на якутский язык речи ораторов, писали лозунги, готовили плакаты, распространяли среди населения листовки,помогали проводить собрания, расклеивали объявления, составляли списки избирателей и т.п. М. Аммосов, С.Аржаков и А.Попов неоднократно выезжали в улусы, наслеги, разъясняли населению политику большевиков, организовывали на местах новые органы власти.
Среди молодых большевиков Якутии выделялся блестящими организаторскими способностями учащийся учительской семинарии Максим Аммосов, пламенный оратор, любимец Орджоникидзе и Ярославского. Аммосов проводил большую агитационную работу, пользовался популярностью среди якутского населения и был избран в 1917 г. в состав первого Якутского Совета рабочих и солдатских депутатов. Позже, Ем. Ярославский писал: «Платон Слепцов и Максим Аммосов были лучшими ораторами из якутской молодежи, с первых же дней революции определившимися как большевики». «Стоит внизу еще не давно порабощенная якутская масса и жадно слушают страстные речи молодых якутов-социалистов. Вот яркий Максим Аммосов, даровитый Платон Слепцов, застенчивый Александр Попов и другие».
23 мая (5 июня) большинство политссыльных получили амнистию и выехали в центр. Об этом вспоминает участница кружка Дора Жиркова: «Проводить ссыльных большевиков на пристани собралось много народу. Выступали с речами Орджоникидзе, Ярославский, Кирсанова. Группа молодежи, члены кружка «Юный социал-демократ»- М.Аммосов, С.Васильев, Н.Бубякин, М. Мегежекский, А.Попов, К.Середкина, И.Редников, Т.Атласова и я — решили проводить своих дорогих старших товарищей до села Покровск. «У нас, провожающих, было такое настроение, в котором мы сами не могли ясно разобраться. К чувству радости за отъезжающих на родину товарищей примешивалась горечь разлуки с ними. Уезжали учителя наши, дорогие старшие товарищи, с ними было связано так много хороших, светлых воспоминаний».
После отъезда Ем. Ярославский не терял связи со своими учениками. Всегда находил время через письма дать советы, наставления. Члены кружка в последствии приняли активное участие в Октябрьской революции в Якутии, прошли через тюрьмы и аресты, некоторые держа в руках оружие, воевали в Гражданской войне. В 1922 г. внесли огромный вклад в установлении Якутской автономии, работали в ответственных должностях, стали крупными политическими деятелями Якутии. И даже в суровые дни политических репрессий, Ем. Ярославский, не пренебрегая своей свободой и политическим статусом, всей душой оберегал сыновей якутского народа.
Источник: Аина ПРИБЫЛЫХ, заведующая Домом-музеем Ем. Ярославского.