В Дании не самый высокий ВВП на душу населения — $60 000 в год, но страна входит в топ-10 по этому параметру. По данным отчёта Corruption Perceptions Index, который составляют аналитики и предприниматели, Дания занимает первое место как государство с самым низким уровнем восприятия коррупции.
Минимальная зарплата — приблизительно $20 в час, здесь сильны профсоюзы, они защищают интересы работников и имеют реальную силу. По данным отчёта World Giving Index, 67% датчан помогают незнакомцам хотя бы раз в месяц, а 20% жертвуют деньги на благотворительность.
Согласно Global Entrepreneurship Index (GEI), Дания в 2017 году заняла пятое место в мире по уровню развития предпринимательства, а в 2016 году находилась на первой строчке по этому показателю среди европейских стран. Этому способствует высокий уровень образования — 96% имеют среднее образование, 47% — высшее, четверо из пяти датчан знают английский. Зарегистрировать компанию можно за один день и совершенно бесплатно — нужно только заполнить анкету и отнести её в налоговую.
Правда, местные стартапы в основном работают на домашнем рынке или в соседних скандинавских странах — например, у фирмы 3D-печати 3d Printhuset только два офиса: в Копенгагене и Орхусе. Проблема кроется в нежелании датчан идти на риск, а это сказывается как на способности открыть своё дело, так и на инвестировании средств. Резким действиям в Дании предпочитают спокойную жизнь, пишет обозреватель издания Nordic Startup Bits. Есть и компании, вышедшие за пределы Скандинавии: например, сервис доставки еды Just Eat открыл головной офис в Великобритании и филиалы в 13 странах Европы, Азии, США и Океании.
Дания считается одной из самых эгалитарных стран мира, в которых карьерой одинаково заняты как мужчины, так и женщины. Налог на прибыль корпораций составляет 32%, НДС — 25%, подоходный налог — 5,5%, но при заработке свыше 135 000 крон (около $19 500) ставка повышается до 6% и может достигать 15%. За счёт высоких налогов медицинские услуги бесплатны за исключением стоматологии. Государство тратит на здравоохранение 11% ВВП. Учёба в школах и университетах бесплатна для жителей ЕС, ЕЗС и Швейцарии, а студенты, продолжающие обучение после получения первой научной степени, ежемесячно получают стипендию.
Трудовая неделя в Дании — 37 часов, это на 23 часа меньше, чем в Китае, на 13 меньше, чем в Японии, на два — чем в России, но на два с половиной больше, чем в США. Отпуск длится от пяти недель.
Уровень ВВП Швейцарии на душу населения в 2016 году составил около $60 000. Жители этой страны работают ещё меньше, чем датчане, — примерно 35,2 часа в неделю по данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD). Швейцария славится своей системой здравоохранения с огромным количеством видов медстрахования для разных категорий людей: пожилых, беременных, лиц с ограниченными физическими возможностями, пострадавших от несчастного случая, работающих и неработающих граждан. Суммарные расходы на здравоохранение составляют 11,5% от ВВП, и по этому показателю страна занимает второе место в мире после США.
По данным аналитиков GEI, Швейцария занимает второе место по развитию предпринимательства в мире, уступая только США. Третий по величине офис Google открыт именно здесь. По словам мэра Цюриха Корине Маух, внимание Google к городу говорит о высоком качестве жизни региона, близости к университетам и современной инфраструктуре. Федеральный советник Швейцарии Йоханн Шнайдер-Амманн заявил, что страна даёт фирме гибкие условия ведения бизнеса и уникальную систему образования.
Швейцария считается государством, наиболее близким к прямой демократии: если какой-то законопроект вас не устраивает, вам нужно собрать 500 подписей, чтобы заставить правительство его пересмотреть. Все граждане могут предлагать изменения в Конституцию и проводить референдумы по поводу любого нового закона, а у каждого из 26 кантонов есть своя Конституция, парламент, правительство и суды. Президент добирается до работы на общественном транспорте, как и большинство других людей.
Некоторые законодательные требования могут показаться жуткими: например, молодые родители должны выбрать имя ребёнку из утверждённого списка, а после 10 вечера в домах под запретом не только вечеринки, но и громкий смех, а также мытьё в душе. Большинство магазинов не работают по воскресеньям, а по будням открыты только до 7 вечера. Швейцарцы считают, что каждый достоин отдыха.
ВВП Исландии на душу населения — приблизительно $58 000. В стране низкий уровень безработицы (ежемесячный показатель составляет 2,9% по сравнению с 4,7% в США, 10% во Франции и 12% в Италии). В последние годы Исландия пережила заметный экономический подъём, в том числе благодаря туризму, который в 2016 году принёс ей 365 млрд крон (около $42 млрд) и составил 8% от ВВП.
В GEI 2017 года Исландия заняла шестое место в мире. В последние годы международные и местные инвесторы стали чаще обращать внимание на исландские фирмы. Об успехе локальных компаний можно судить по слияниям с международными корпорациями. В 2013 году американская софтверная фирма Jive Software приобрела стартап по аналитике игровых проектов Clara за 6,8 млн евро. Годом ранее американская транснациональная фармацевтическая компания Amgen купила исландскую генетическую фирму deCODE genetics за $415 млн. Также из Исландии вышла интеллектуальная игра QuizUp, разработанная студией Plain Vanilla Games с офисами в Рейкьявике и Сан-Франциско. Игра позволяет людям из разных частей света соревноваться в знаниях литературы, химии, истории и других дисциплин, отвечая на вопросы и зарабатывая баллы.
Жители этой страны внимательно подходят к защите природы. Например, в Исландии есть птичий заповедник, куда запрещено заходить людям, даже чтобы сделать фото. Система здравоохранения не перегружает людей большим количеством сборов и обеспечивает их комфортным существованием даже во время нетрудоспособности. Например, при беременности и родах как матери, так и отцы могут взять три месяца отпуска и всё это время получать пособие в размере 80% от заработка.
Исландцы — любители здоровой пищи. Они привыкли к фруктам и овощам без пестицидов, к баранине и, конечно же, рыбе. Рыбий жир за завтраком — стандартная практика в исландских семьях, нечто, что передаётся из поколения в поколение.
Норвегия — один из крупнейших производителей нефти в мире, крупнейший производитель жидких нефтепродуктов в Европе и третий по величине в мире экспортёр природного газа. Газовый сектор обеспечивает в Норвегии 15% ВВП, 20% государственных доходов и 39% экспорта. Почти все доходы от экспорта, а также налоги граждан страны поступают в суверенный фонд национального благосостояния, его объём превышает $800 млрд. Фонд вкладывается в акции, облигации, а также в недвижимость по всему миру, в частности он владеет акциями McDonald's, Shell, международных автомобильных концернов. Средства из фонда могут идти на покрытие дефицита бюджета, защиту населения и экономики страны от колебаний цен на нефть. В перспективе из заработанных фондом денег норвежцы будут получать пенсию.
Каждый человек в Норвегии независимо от места жительства имеет право на равный доступ к инфраструктуре и социальной поддержке. Например, в Северной Норвегии живёт всего 10% населения страны, но в регионе в городе Тромсё находится Арктический университет Норвегии со слоганом «Самый северный университет в мире», ботанический сад, футбольный клуб, пивоваренный завод и планетарий. Правительство уделяет большое внимание науке и исследованиям, потому что видит надвигающийся конец нефтяной эпохи.
Согласно GEI Норвегия занимает только 22-е место по развитию предпринимательства. Для поддержки научно-исследовательских работ и стартапов государство запустило систему SkatteFUNN, которая позволяет получить налоговый вычет (20% для малого и среднего бизнеса и 18% — для крупного). С 2002 года программа оказала поддержку 25 000 проектов, но на общем бизнес-климате это не сильно отразилось. Норвежские стартапы не стремятся выходить за пределы Скандинавского полуострова, но и в своём регионе не имеют серьёзного успеха, особенно на фоне шведского музыкального сервиса Spotify. Норвежцы привыкли фокусироваться на B2B-секторе. Издание Wired выделило четыре перспективных стартапа региона: например, приложение Meshcrafts, которое подбирает владельцу электромобиля подходящую и ближайшую зарядную станцию. Другие примеры — решения для умного дома Viva Labs и роботы nLink, способные сверлить потолок.
В 2014 году журнал Virtual Finland провёл опрос среди тысячи финнов, чтобы выяснить, что делает их счастливыми. Получился список, в котором на первом месте ответ «быть дома», на втором — «солнечная погода», на третьем и четвёртом — «честные отношения, основанные на доверии», а на пятом — «свобода быть самим собой». С материальными благами связан только одни пункт, и то косвенно — жители Финляндии заявили, что счастливы, когда в их квартирах чисто и прибрано.
В Финляндии низкий уровень коррупции, небольшой разрыв в доходах, широкий доступ к медицинскому обслуживанию, высокая степень грамотности. Приезжим, однако, бывает сложно освоиться в стране с длинными и холодными зимами, дождливым летом и застенчивыми людьми. Жители Финляндии кажутся тихими, серьёзными и неразговорчивыми: традиционный small talk не распространён, поэтому нередко страну называют раем для интровертов. Ещё финны парадоксально прямолинейны — скажут всё как есть и не будут пытаться завуалировать свои мысли и чувства.
Финны платят много налогов (до 36% для физических лиц), но осознают, что благодаря этому образование для детей бесплатно, а государство заботится об инвалидах и одиноких пожилых людях.
В GEI Финляндия занимает 11-ю позицию, ВВП страны на душу населения — $42 502. После успеха игровых компаний Rovio (издателя Angry Birds) и Supercell (разработчика Clash of Clans) молодые финны чаще задумываются о создании собственного бизнеса.
В Финляндии особый подход к образованию: педагоги получают высокую зарплату и проходят жёсткий конкурс, поэтому быть учителем престижно. Школы не соревнуются друг с другом, считается, что каждая из них хороша. Учеников не приучают к стандартизированным тестированиям, а оценивают индивидуально, чтобы дети привыкали к нетипичным условиям и могли экспериментировать с решениями.
Финны не только прямолинейны, но и честны. В 2013 году авторы журнала Readers’ Digest провели эксперимент: оставили 192 кошелька в людных местах разных городов — от Нью-Йорка до Мумбая, чтобы проверить, сколько из них вернутся хозяевам. Хельсинки стал лидером по сознательности граждан: 11 бумажников из 12 были возвращены, в то время как в Лиссабоне вернули только один, в Берлине — шесть, а в Лондоне — пять кошельков.