ПЕРВЫЙ ВФМС приняла социалистическая Чехословакия в прекрасном городе Праге в 1947 году. У фестиваля нашлось много недоброжелателей, поспешивших осудить его цели. Они утверждали, что фестиваль служит лишь внешнеполитическим интересам Советского Союза. Но жизнь доказала неправоту этих деятелей, поскольку ВФМС, который со временем превратился в целое движение, принёс всему человечеству чёткое послание мира, дружбы и солидарности.
Тем не менее неоспоримым остаётся тот факт, что в мировой истории Советский Союз остался самым убеждённым сторонником проведения фестивалей. СССР внёс весомый вклад в укрепление и поддержку этого движения и принял сам фестиваль дважды у себя в Москве, не считаясь ни с какими сложностями. Идеи и идеалы, которые изначально продвигало фестивальное движение, были по-настоящему глубоко укоренены в сознании народов Советского Союза.
Исторический период фестивального движения берёт свой отсчёт с начальной точки «холодной войны», сразу после победы народов мира над гитлеровским фашизмом. Тем не менее, несмотря на все события того периода, несмотря на усиление «холодной войны» и империалистической пропаганды, этому движению всегда удавалось исповедовать идеи единства и дружбы молодёжи всей планеты. По существу, проведение первого фестиваля в 1947 году служило целям укрепления международного антиимпериалистического молодёжного движения, основы которого были заложены в ноябре 1945 года в Лондоне, где состоялся учредительный съезд Всемирной федерации демократической молодёжи (ВФДМ). За созданием ВФДМ последовало учреждение Международного союза студентов (МСС) в Праге в августе 1946 года.
МСС и ВФДМ начали совместную деятельность, а в 1947 году приняли историческое решение о проведении I ВФМС. Совместная борьба этих двух организаций против фашизма, империализма и колониализма стала плодотворной почвой для их сотрудничества — сотрудничества, давшего миру Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Таким образом, вместе две эти международные организации взяли на себя решающую роль в координации подготовительного процесса наряду с основной ответственностью за проведение всех последующих ВФМС. Всемирная федерация демократической молодёжи, сумевшая выстоять в трудный период и продолжающая свою активную деятельность до сегодняшнего дня, осознавая всю ответственность собственного исторического наследия, стала главной основой фестивального движения сегодня.
Начиная с 1947-го и во все последующие годы фести-вальное движение развивается, растёт и крепнет. При помощи ВФМС всё громче звучат голоса угнетённых народов, народов, борющихся за освобождение от колониализма, а также молодёжи, отстаивающей своё право на достойный труд, образование, развлечение и доступный спорт. На каждом фестивале тысячи юношей и девушек из стран, находившихся под колониальным гнётом, воспользовались возможностью получить международную поддержку и солидарность по отношению к их национально-освободительной борьбе. Тысячи молодых людей из Азии, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки сделали борьбу против империализма, интернациональную солидарность и дружбу народов не только главными чертами, но и настоящими идеалами фестивального движения.
За фестивалем в Праге последовали фестивали в Будапеште (1949), Берлине (1951 и 1973), Бухаресте (1953), Варшаве (1955), Москве (1957 и 1985), Вене (1959), Хельсинки (1962), Софии (1968), Гаване (1978) и Пхеньяне (1989).
С развалом Советского Союза в 1991 году нашлось много тех, кто поспешил предсказать конец фестивальному движению. В своём стремлении похоронить борьбу народов и положить конец идеям и идеалам фестивалей они бросились рыть могилы как фестивальному движению, так и самой Всемирной федерации демократической молодёжи.
Однако ВФДМ ещё не сказала своего последнего слова, она оставалась в строю, несмотря на трудности 1990-х годов, и смогла преодолеть интенсивные дебаты, касавшиеся дальнейшей ориентации организации. В течение 1990-х годов ВФДМ как главному организатору ВФМС пришлось пройти путь, полный препятствий и трудностей. Международные события того времени, реставрация капитализма и идеологическая месть его последователей посеяли неразбериху даже в кругах ВФДМ. Несколько организаций — членов ВФДМ просто прекратили своё существование.
Тем не менее, несмотря на сложные условия, которым ВФДМ была вынуждена противостоять, несколько организаций-членов сделали свой выбор и продолжили своё членство в Федерации. Важные решения в деле укрепления организации были приняты 14-й и 15-й Генеральными ассамблеями ВФДМ в Лиссабоне (февраль 1995 года) и Ларнаке (февраль 1999 года). Тем самым ВФДМ послала миру мощный сигнал о том, что молодёжь планеты не растворилась в безвременье и не намерена прекращать свою борьбу. Сражаясь против варварской империалистической агрессии, прогрессивные юноши и девушки лишь повысили свою ответственность и обязались продолжать борьбу, начатую всеми предыдущими поколениями в ВФДМ.
Сохранение ВФДМ и продолжение её активной деятельности только укрепили единство молодёжи и народов, боровшихся против империализма. Этот подъём ознаменовал собой необходимость проведения XIV ВФМС. И в 1997 году XIV Всемирный фестиваль молодёжи и студентов состоялся — он состоялся в то время, когда многие были убеждены в том, что пламя ВФМС уже угасло и что в отсутствие Советского Союза проведение фестивалей уже невозможно. При решающем вкладе народа острова Свободы и ныне покойного лидера Кубинской революции Фиделя Кастро Рус институт ВФМС возродился после временного перерыва с 1989 года. Благодаря боевому духу кубинцев и личному вкладу легендарного Фиделя XIV ВФМС прошёл с успехом на его родине в 1997 году, через восемь лет после фестиваля в Пхеньяне. И именно ВФДМ снова оказалась в первых рядах тех, кто организовывал XIV ВФМС.
XIV ВФМС останется в истории как один из самых важных фестивалей. Молодёжь мира в 1997 году послала сильный антиимпериалистический сигнал из страны, которая до сегодняшнего дня сталкивается с империалистической агрессией. Фестиваль 1997 года показал, что проведение ВФМС будет продолжено. За Кубой последовали Алжир (2001), Венесуэла Уго Чавеса (2005), Южная Африка Нельсона Манделы (2010) и Эквадор (2013).
За время существования фестивального движения, особенно после 1990 года, нашлось много тех, кто пытался копировать ВФМС, но их усилия не имели успеха, и ни один из этих псевдофестивалей никак не был связан с ВФМС. Однако правящие круги не остановились только на копировании ВФМС. Наблюдая за возрождением этого движения, они даже пытались организовать «антифестивали» в 1997 и 2001 годах. Однако, несмотря на все подрывные усилия, движение смогло защитить себя и уцелело, успешно отразив скоординированную атаку империалистов. Всё это продемонстрировало, что, даже пользуясь большими суммами денег, а также помощью и поддержкой господствующих СМИ, никто не может нанести вред фестивальному движению.
Таким образом, сама история свидетельствует, что во все годы ВФДМ последовательно стояла на стороне народа, и особенно молодёжи, боровшейся за свои права, против колониализма и империализма, против грабежа и порабощения людей. На всём пути, который прошла ВФДМ, фестивальное движение оставалось её неотъемлемым элементом, и история показывает: пока идеи и идеалы живы, фестивальное движение будет продолжать двигаться вперёд вместе с самой прогрессивной и боевой частью мировой молодёжи. История фестиваля учит нас, что развитая инфраструктура и большие суммы денег сами по себе не могут не только удовлетворить ожидания, но и обеспечить успех фестиваля. Идеалы мира, дружбы народов, интернациональная солидарность наряду с жаждой антиимпериалистической борьбы — это те черты, которые характеризуют фестиваль и являются краеугольным камнем успеха каждого ВФМС.
Тем не менее пламя фестиваля светит сегодня ярко, и 2017 год ознаменует ещё один успех ВФМС. Всемирная федерация демократической молодёжи вновь является единственной международной организацией, руководящей подготовительным процессом XIX ВФМС, который пройдёт в октябре в городе Сочи в России. Он состоится в преддверии 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции, юбилей которой также будет одной из главных тем XIX фестиваля, поскольку Великий Октябрь — знаковое событие, как по его характеру и достижениям, так и по значению для развития антифашистского, антиколониального и антиимпериалистического движения.
XIX ВФМС будет посвящён памяти Эрнесто Че Гевары и Мохаммеда Абдельазиза, чьи имена связаны с противостоянием империализму и колониализму. Че — это современный символ борьбы, его лицо мы встречаем на флагах и плакатах во время маршей и демонстраций молодёжи, студентов и рабочих. Вся его деятельность тесно связана с идеалами фестивального движения, поскольку он с верой в то, что угнетение людей и несправедливость не имеют границ, сражался против империализма, за торжество мира и солидарность на всей земле.
XIX ВФМС добавит ещё одну славную страницу в историю фестивального движения под лозунгом «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим будущее!» Неся вперёд идеалы ВФМС, молодые люди мира вместе с ВФДМ и при помощи XIX ВФМС смогут стать строителями жизни, где царят мир и солидарность, строителями планеты, свободной от империализма, этой глобальной системы господства капитала и монополий. И даже если империализм сегодня выглядит столь мощным, он не является непобедимым!