Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 

Мы же поговорим сегодня о некоторых системных проблемах российского образования. 
Одно из немногих относительных достоинств действующего с сентября 2013 г. Федерального закона №273 «Об образовании в Российской федерации» – возвращение в законодательство положения о том, что правительство РФ ежегодно должно представлять Федеральному собранию доклад о реализации государственной политики в сфере образования. Трижды правительство такой доклад в Думу представляло. На последнее представление министр образования и науки Ольга Васильева не пришла. И понятно почему – не хотела отчитываться за чужую работу и ошибки. И трижды, читая и слушая доклады, я вспоминал известную интермедию Райкина. 
Человек в ателье спрашивает: 
– Кто сшил мне костюм? 
Ответ: 
– Мы. Я, например, пришивал пуговицы. К пуговицам претензии есть? 
– Нет. Пришиты намертво – не оторвешь! Но кто вместо штанин мне рукава пришил? Кто вместо рукавов мне штаны пришпандорил? 
Так и во всех правительственных докладах: масса избыточных мелких деталей, но нет целого – системы и системных проблем. 
Правительство готовит новый доклад. И хотелось бы, чтобы с четвертого захода ошибка была исправлена. Какие же проблемы современного образования можно отнести к системным? 
На мой взгляд, следующие: 
1) ценности образовательной политики, ее идеология; 
2) финансирование (точнее, недофинансирование); 
3) статус педагога – от воспитателя детского сада до профессора; 
4) статус учащегося – от дошкольника до аспиранта; 
5) содержание образования – чему учить; 
6) дебюрократизация образования; 
7) развитие сети образовательных организаций, в т.ч. вопрос о том, кончится ли когда-нибудь ее бессмысленная реорганизация; 
8) образование лиц с ограниченными возможностями здоровья – инклюзивное и (или) коррекционное; 
9) главный итог – воспитание, формирование личности. 
Пройдусь лишь по некоторым проблемам. 
Уверен: большинство депутатов в этом зале смотрели последнюю «прямую линию» общения президента страны с народом. Если не целиком, то частично. Но знаете ли вы, какой вопрос в разных формах повторялся во всех без исключения таких «прямых линиях» начиная с 2000 г.? Как говорят, догадайтесь с трех раз. 
Радио «Коммерсант» сделало подборку таких вопросов и ответов президента. Кто не догадался, подсказываю: это вопрос о бедности, а временами нищете работников образования, медицины, науки и культуры. Тех самых, кто создает главное богатство страны – ее человеческий потенциал. 
С 2000 г. их номинальная заработная плата росла, но росли и цены. И совсем не так, как рассказывает нам Росстат. Согласно недавнему опросу, по мнению большинства граждан, в прошлом году цены выросли не на пять с небольшим процентов, как уверяет официальная статистика, но на 10–15%! И, думаю, хозяйке, идущей в магазин, доверять можно больше, чем чиновнику, который умеет выжать 120 граммов сока из 100 граммов лимона. 
Много лет я нахожусь в состоянии, скажем мягко, творческой дискуссии с коллегами – системными либералами из Высшей школы экономики. Но при этом внимательно смотрю их данные. Давайте откроем последний справочник «Вышки» и узнаем. 
1) С 2000 по 2015 г. государственные расходы на образование в России всех видов выросли примерно с 215 млрд до 3 трлн 35 млрд руб., т.е. примерно в 14 раз, казалось бы – гигантский рост. 
2) При этом доля расходов на образование в консолидированном бюджете по отдельным уровням образования почти не изменилась, а в целом даже уменьшилась. Суммарные расходы на образование от валового внутреннего продукта в консолидированном бюджете в 2006 г. составляли 3,9%, в 2015 г. – 3,6%. Другими словами, государство экономило на образовании в 1990-е, на рубеже 2000-х – и продолжает экономить сейчас. 
3) По доле расходов на образование в консолидированном бюджете среди стран экономического сотрудничества и развития Россия занимает 22-е место из 33 стран, по которым есть данные. 
4) По доле расходов на образование от валового внутреннего продукта место нашей страны еще хуже – 29-е из 33. Слабым утешением может служить тот факт, что, по данным Высшей школы экономики, в 2011 г. по этому же показателю Россия занимала предпоследнее место среди стран ОЭСР. 
5) Но самое интересное – измеренные Высшей школой экономии расходы на образование в постоянных ценах. Если принять за 100% расходы в ценах 2006 г., то в 2010 г. они составят 161%, а вот в 2015 г. – 149%, т.е. на 12% меньше, чем в 2010 г. 
Коллеги! И после этого вы нам рассказываете о том, что правительство и правящая партия любят образование? Как говорили в светском государстве, побойтесь Бога! 
Подчеркну специально: речь идет именно о государственных расходах, а не обо всех расходах на образование. 
При всех моих расхождениях с лидером либерального направления в образовательной политике Ярославом Кузьминовым, один из пунктов, по которому мы сходимся много лет, состоит в следующем: для модернизации страны расходы на образование необходимо повышать как минимум вдвое – до 7% от валового внутреннего продукта. 
Вернемся еще раз к «прямой линии» президента. Политологи и журналисты обратили внимание на то, что несколько примеров с негативной информацией были подобраны из так называемых «красных регионов», в частности, из Иркутской области и Новосибирска. Посмотрел официальную статистку и убедился – положение в них не хуже, чем в других, а скорее, лучше. 
Так, Иркутская область среди 12 регионов Сибирского федерального округа по уровню средней заработной платы занимает третье место, по уровню зарплаты учителей – шестое, т.е. выше средней по округу. 
Что же касается Новосибирска, то, согласно опросу журнала «Русский репортер», уровень удовлетворенности жизнью в своем городе составляет у них 69% – середина рейтинга. Для сравнения: в Саратове – 48%, в Челябинске – 47%, в Волгограде – 38%. 
...Недавно страна обсуждала историю с мальчиком, который на Арбате читал «Гамлета» и был задержан нашей доблестной полицией под слезы и крики протеста. Все великие эксперты, включая министра внутренних дел, заявили, что по закону все правильно. Возможно, оно так и есть. Юридически все правильно, а по сути – издевательство. Только когда вы общаетесь с детьми, кроме закона нужно иметь еще и мозги и желательно – сердце. 
Придуманный поэтом советский милиционер дядя Степа был одним из мощных воспитателей. Он воспитывал в детях уважение к милиции, а в милиции – бережность к детям. Какой урок отношения к полиции получил мальчик на Арбате, да и полстраны, которые посмотрели этот сюжет?  
Приходят сообщения из Комсомольска-на-Амуре, где участников протестных митингов отказываются принимать в 10-й класс. Хочу напомнить всем, кто забывает о своем педагогическом долге, что подобная практика противоречит закону об образовании, и мы будем обращаться в прокуратуру в защиту прав детей. 
Известная грустная шутка гласит: Аракчеев воспользовался формулой Пушкина, но при этом ее переосмыслил: «Души прекрасные порывы»! Однако такое отношение к молодежи – это бумеранг. Владимира Ульянова тоже исключали из Казанского университета. Думали «воспитать». А чем кончилось – известно. Если хочешь воспитать молодежь, лояльную не только к стране, но и к власти, душить ее можно только в объятиях – социальных и политических. 
Полагаю, Государственная дума могла бы обратиться к министру внутренних дел с предложением организовать специальное обучение сотрудников министерства на предмет воспитания у них гуманного отношения к детям.  
Возвращаясь к выпускному вечеру, хочу напутствовать старшеклассников строками поэта Игоря Кохановского:
Как будто по ступенькам,
Все выше и вперед,
Из детства постепенно
Нас юность уведет.
И, стоя на пороге,
Решай, куда шагнуть.
А нас позвал в дорогу
Далекий Млечный Путь. 
Так пусть же память выпускного бала и свет юности пройдут с ними по дорогам судьбы! Пожелаем нашим ребятам удачи, добра и новых вершин впереди!