Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

Кинорежиссер Владимир Меньшов:

«С годами мне стало совершенно ясно: вступая на путь антисоветизма,

ты непременно придёшь к откровенной русофобии»

Интервью для «Кинопрессы» дал известный советский и русский кинорежиссер Владимир Меньшов.

По материалам «Кинопрессы». Вопросы задавал Олег Пухнавцев 2014-03-26 11:16

– Какие факторы современной общественной жизни способны вывести вас из равновесия?

– Наиболее раздражающие моменты связаны с тем, как преподносится история нашей страны ХХ века. К этому можно было бы уже привыкнуть, но у меня не получается. Я не могу принять официально восторжествовавший взгляд на историю СССР, который настойчиво пытаются внедрить в умы молодого поколения. Общение с теми, кто сформирован современными учебниками и телевидением, зачастую просто ошарашивает. Новое поколение опирается в своих суждениях на антисоветский официоз, незнакомо с альтернативным взглядом на прошлое, а следовательно, неспособно выработать собственную позицию.

Если в кино или по телевизору показывают что-либо об СССР, почти со стопроцентной вероятностью это фальсификация истории. Нас убеждают, что жизнь в Советском Союзе была беспросветна, стараются, чтоб эта мысль проникла в каждую клетку общественного сознания.

На Западе уже давно сложился стереотип мышления по отношению к России, он сформирован умело, сознательно. Их высоколобые интеллектуалы ещё могут оперировать противоположными концепциями, но западный обыватель находится в абсолютной власти антисоветского мифа.

Вот, к примеру, я посмотрел фильм BBC «Кто убил Сталина?». Уровень экспертов-советологов, безапелляционность оценок, примитивность формулировок поначалу производили комический эффект. Но по ходу действия, когда русские актёры, изображающие «ближний круг» – высокопоставленных советских политиков, – начали безудержно пьянствовать, падать мордами в салат, превращаться в скотов, а нетрезвый Сталин взирал с саркастической улыбкой на эту оргию, фильм стал просто оскорблением нашей страны… Но ведь почти то же самое, в несколько адаптированном виде, я вижу и в российских фильмах!

Совсем недавно с некоторой гордостью нам представили французский фильм «Концерт». С нашей стороны участвовали хорошие актёры, и перед премьерой они рассказали, что получилась тёплая такая комедийная лента… Да вы что, ребята, вы посмотрите на это глазами обычного француза, который пришёл в кинотеатр! С какими выводами он выйдет оттуда?.. Оказывается, в брежневские времена, в начале 80-х, дирижёр Большого театра пострадал за то, что отказался уволить из оркестра всех евреев. Его самого выгнали с работы, а евреи погибли в сибирских лагерях. Только маленькую девочку благородные французы вывезли на Запад в футляре от контрабаса… И мои коллеги соглашаются играть в картине и не испытывают никакого чувства стыда!

Даже если бы весь этот бред был правдой, неужели стоило бы участвовать? Может, пора поучиться у европейцев, которых нам всегда предлагают как образец достоинства и чести? Немца, например, вы на разговор о войне не вытащите, там почти у каждого в шкафу припрятан скелет дедушки, воевавшего на Восточном фронте. А попробуйте затронуть позорное поведение французов во время Второй мировой. Насколько я знаю, там были режиссёры, которые пытались сделать кино о коллаборационизме, за что подвергались жесточайшему остракизму. Во Франции принято говорить лишь о Сопротивлении, которое даже де Голль признавал всего лишь удачным пропагандистским мифом. Немцы, во всяком случае, поразились, увидев на подписании капитуляции французов в качестве победителей… Попробуйте побеседовать с англичанами о том, как они подло тянули с открытием второго фронта, ждали, пока мы с немцами измотаем друг друга. Попытайтесь поговорить с румынами и венграми, которые воевали на стороне фашистов, с чехами, которые делали на своих заводах два из трёх танков немецкой армии… Все они умело замалчивают постыдные страницы своей истории и никому не позволят поднимать эти темы.

Самобичевание всегда было присуще российскому менталитету, и особенно оно расцвело с началом перестройки. Любая попытка развенчать героические страницы нашей истории стала рассматриваться как вклад в борьбу с ненавистным коммунистическим режимом. Это проникло в поры нашей общественной жизни, стало повседневностью. Потом будет очень трудно выкорчёвывать тотальный антисоветизм, который за двадцать пять лет обрёл мощную корневую систему, но делать это, безусловно, придётся. Мы не сможем существовать в ситуации кромешной исторической несправедливости.

В этом отношении очень показательной стала программа «Суд времени». Наконец в публичном пространстве удалось услышать позицию, противоположную антисоветской. Концепции, что после 17-го года в русской истории ничего хорошего не происходило, были противопоставлены мощные, взвешенные контраргументы. И конечно, просто поражало зрительское голосование.

– Несмотря на поток антисоветчины в СМИ, всё равно соотношение – девяносто к десяти. С чем вы это связываете?

– Я не могу это объяснить. Знаю, что результаты произвели оглушающее впечатление на либеральную интеллигенцию… Казалось бы, итоговые цифры должны подтасовать, предложить что-нибудь нейтральное – 48 на 52 (как это происходило в студии, где шли дебаты). Но когда включался подсчёт голосов по стране, результат категорически не совпадал со студийным. То ли вовремя не сообразили, то ли организаторы проекта проявили принципиальность.

Итог оказался удивительным ещё и потому, что он не соответствует результатам любых выборов в нашей стране. Я не верю, что на выборах происходит массовая подтасовка, – значит, есть причины, по которым телеголосование выявляет явную поддержку социалистической идеи, а на реальных выборах этого не происходит.

Вообще, мне кажется, сейчас очень важно провести глубокие социологические исследования, потратить на это большие деньги и определить, в каком состоянии находится наше общество. Необходимо понять, чего хочет народ, каковы его предпочтения и недовольства. Ведь со времён Горбачёва мы очень многому научились и на многое переменили свои взгляды.

– Ваши фильмы называют «народными», а вас – «народным режиссёром». Возможно, вы знаете о народе нечто такое, чего не знают остальные?..

– Для меня это очень важная тема. Помню, по молодости на меня произвела впечатление мысль, и я даже её выписал: «Толпа – это не народ, Пушкин – народ». Ну да, звучит эффектно. А сейчас думаю: почему же всё-таки толпе, массам отказывать в проявлении народного менталитета? И Пушкин потому и гений, что сумел наиболее ярко и мощно выразить дух народа. Хотя и несправедливо написал о русском бунте как бессмысленном и беспощадном. Беспощадном – конечно, но – бессмысленном… Мне в гораздо большей степени импонирует позиция Блока, который в мятежах, бунтах, революциях видел сведение исторических счётов, внезапное распрямление пружины, сжимавшейся в течение многих десятилетий, а то и веков.

Рассуждая о народе, неизбежно вступаешь в область размытых понятий, законов, которые невозможно сформулировать. И тем не менее подспудно понимаешь, что каким-то образом всё происходящее вокруг отфильтровывается народными массами и выкристаллизовываются убеждения, мифологические представления. Постепенно складываются взгляды, принимают устойчивую форму – относительно какого-то правителя, целого исторического периода или конкретного события. На поверхности общественного процесса могут бурлить споры, кипеть страсти, но параллельно где-то в глубине формируется кристалл – незыблемая точка зрения, на которую уже не повлиять.

Этот процесс касается всего – искусства в том числе. Сколько я наблюдал за свою жизнь однодневок, которые, едва появившись, получали статус нетленки. Иногда классика назначали сверху, но чаще снизу возникал шепоток: это надо видеть, надо слышать, надо читать! Проходило время, и гении становились просто способными ребятами, возникали новые авторитеты… Методично, незаметно Время и Народ делали своё дело.

– Результат кристаллизации всегда кажется вам справедливым?

– Это уже вне моральных и субъективных оценок, это похоже на законы природы… В своё время я прочёл в воспоминаниях жены Роберта Рождественского, как всю жизнь бодались между собой Евтушенко и Вознесенский, не шутейно, а совершенно всерьёз, доказывая собственное право считаться лучшим русским поэтом второй половины ХХ века. И просто обожгло её резюме по этому поводу: «А оказалось – Высоцкий…».

Совершенно как у Маяковского в «Разговоре с фининспектором о поэзии»: «…Эти сегодня стихи и оды, в аплодисментах ревомые ревмя, войдут в историю как накладные расходы на сделанное нами – двумя или тремя…»

– В отношении ваших картин кристаллизация произошла. Согласны?

– «Любовь и голуби», бесспорно, стала народной картиной, она принята всеми социальными группами, объединяет даже коммунистов с либералами. Интереснее история с «Москвой слезам не верит», которая, казалось бы, должна принадлежать своему времени. В неё включены реалии ушедшей эпохи, уже не вполне понятные нынешним молодым людям, однако странным образом этот фильм превращается в матрицу не только советской, но и просто русской народной жизни.

А ведь картина родилась, что называется, из дуновения ветерка, не была результатом какой-то серьёзной подготовки. В это время меня больше интересовало кино социальное, политическое. Ещё во ВГИКе я написал сценарий художественного фильма «Требуется доказать» с подзаголовком: «По мотивам книги Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме». Когда его прочёл мой учитель Михаил Ильич Ромм, он пригласил меня к себе домой, закрыл дверь кабинета и сказал: «Володя, если ты хотел доказать, что ты человек способный и даже талантливый, то тебе это удалось. Но во избежание серьёзных неприятностей сценарий больше никому не показывай». Очень это меня расстроило, потому что никаких антисоветских намерений у меня не было. Сценарий вышел полемичным, но ведь и «Детская болезнь левизны» чрезвычайно полемична. Она была написана в связи с Брестским миром, в ней собраны аргументы «за» и «против», которые тогда обсуждались в партийной среде. По существу, ведь и вся партия, и ЦК не принимали идею Брестского мира, но Ленин стоял скалой… Меня интересовала эта коллизия, но тогда реализовать подобный материал оказалось невозможно. Максимум полемичности, который позволялся, – это пьесы Шатрова. Казавшиеся тогда необычайно смелыми, сегодня они выглядят наивно, но в конце 60-х его «Большевики» в «Современнике» стали для меня сильнейшим театральным впечатлением – выдающаяся режиссура Ефремова, прекрасные актёрские работы…

Сценарий «Москва слезам не верит» по сравнению с этим глобальным замыслом казался мелковатым, малоинтересным, беззубым. Но он заставил меня вспоминать биографии знакомых, родственников, рабочие эпизоды своей жизни (после школы между поступлением в институты я работал на заводе, в шахте). Кстати пришлись записные книжки, которые я начал вести в то время, туда я заносил какие-то словечки, выражения, удачные остроты. К счастью, для меня рабочий класс не был той враждебной жлобской общностью, которую пытаются изобразить некоторые интеллигенствующие режиссёры. По версии современного кинематографа, рабочий класс – это что-то глубоко маргинальное, дико пьющее, не отягощённое интеллектом. Так представляют тех, кто стоит у станка, варит сталь, собирает хлеб… А я этих людей полюбил, стал их понимать, ценить их юмор… Сейчас царствуют кавээновские шутки, и мы уже подзабыли настоящий русский юмор, а ведь это удивительное явление. Его важной отличительной чертой является самоирония. Русский юмор в большей степени направлен на себя, а не на окружающих…

Когда я делал этот фильм, никаких наполеоновских планов не вынашивал и главное, о чём беспокоился, – не опозориться бы. Ведь «Москва слезам не верит» была моей первой «взрослой» картиной после «Розыгрыша».

Зрительский успех оказался ошеломительным и совершенно неожиданным для меня.

– Стоять в очереди бóльшей, чем на «Москву слезам не верит», не приходилось.

– Даже гайдаевские фильмы были перекрыты в полтора-два раза. И прежде всего за счёт многократных просмотров. Некоторые зрители писали мне, что смотрели фильм по 10–20 раз…

Сейчас понятно, что уже сработали и фактор времени, и фактор кристаллизации. Я вижу, что картину народ отобрал. При том что её никто не продвигал, не было лоббистов-интеллектуалов, напротив, критики убеждали зрителей: те, кому нравится картина, – неразвитые люди, у которых нет вкуса…

Пусть это звучит не очень скромно, но именно этими фильмами – «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит» – я останусь в памяти «и долго буду тем любезен я народу»… Но ясно и другое: «Ширли-мырли», и особенно «Зависть богов», сделанные гораздо более профессиональной рукой, не вошли в этот фонд народного кино, не выкристаллизовались. Как ни обидно, приходится это констатировать.

– По поводу «Ширли-мырли» можно поспорить…

– Да, я надеюсь, что, может быть, эта картина сделана с определённым опережением и время будет на неё работать. Там есть живой юмор, передана атмосфера безвременья, сумасшедших фарсовых 90-х, но всё-таки этот фильм не вошёл в народное сознание как нечто неотъемлемое, необходимое. А «Москва слезам не верит» вошла. Её персонажи стали почти родственниками, на них ссылаются, их цитируют, они присутствуют в жизни людей и даже служат примером. Вера Алентова обижалась, что у неё не самая выигрышная роль, что в первой серии её героиню заслоняет репризами героиня Ирины Муравьёвой, а во второй – появляется Гоша и перетягивает одеяло на себя. И я, кажется, нашёл верную формулу: у тебя роль-судьба, с тебя будут жизнь делать…

Тогда мне была непонятна истовая ненависть к «Москве слезам не верит» со стороны элитной интеллигенции. Люди просто не могли подобрать слов, чтобы выразить степень своего презрения к картине и быдлу, которое её смотрит. Для меня природа этой ненависти открылась значительно позже. Она была абсолютно социальной. Сидя на кухнях, интеллигенция договорилась между собой, что здесь, «в этой стране», жить нельзя. Я тоже активно участвовал в подобных разговорах, но я-то думал, как переделать жизнь к лучшему!

Читаешь сейчас мемуары апологетов перестройки, тех, кого можно считать нынешними победителями, и удивляешься: они просто тряслись от ненависти к стране. Они уверяют, что не принимали систему, но сквозь строки явственно проглядывает: они не принимали Россию, не принимали нацию, которая смирилась с безобразным социальным строем и с монстром Сталиным. Конечно, они не могли согласиться с картиной, которая доказывала: здесь можно жить, можно сделать карьеру, можно просто быть счастливым.

- Если препарировать произведение искусства, относящееся к категории народного, заглянуть внутрь, из чего состоит механизм, как работает?

– Это таинственный процесс, который можно объяснять только задним числом.

– Но общие критерии, родовые признаки «народности» должны быть. Можно предложить, например, такую версию – народное искусство утешает и вдохновляет…

– Однако в «Тихом Доне» эти составляющие практически не присутствуют. И даже в «Войне и мире». Сейчас кажется странным, но поначалу в этом романе увидели не столько его народность, сколько исторические несоответствия. Кажется, даже Денис Давыдов успел отметить недочёты: какой-то полк на самом деле не там дислоцировался. Но потом на «Войну и мир» стало работать время…

О Великой Отечественной войне не так много произведений, которые можно было бы назвать истинно народными. Мало кому удалось проникнуть в самую сердцевину явления, показать, что собой представляет народ-победитель. Твардовскому удалось. Конечно, «Василий Тёркин» – это вершина… Но вы знаете, я сейчас читаю в концертах Симонова, он вроде не самым крупным поэтом считается, но его военная лирика так пронзительна! И не только хрестоматийное «Жди меня». Война прошла через его судьбу, сплелась с любовью, отношениями с Валентиной Серовой…

Эти попадания есть у многих, может быть, в жизни каждого поэта случаются уникальные совпадения с пульсом жизни. У Гудзенко, например, два стихотворения просто великих: «Нас не надо жалеть…» и «Когда на смерть идут, – поют…». Два-три шедевра есть у каждого поэта, принадлежащего к военному поколению… А вот с военной прозой сложнее…

– Зато народных фильмов о Великой Отечественной множество.

– Видимо, этот гений народного искусства всё время находится в движении – сегодня он в литературе, завтра в музыке, потом в кинематографе. В первую очередь нужно вспомнить «Балладу о солдате» и «Летят журавли». Правда, картина Калатозова, на мой вкус, несколько манерна, хотя и стала прорывом с точки зрения изобразительной культуры. Были ещё фильмы второго эшелона, например, «Живые и мёртвые», замечательная картина Ордынского «У твоего порога»… Режиссёры, которые вернулись с фронта, помнили запах пота, крови и пороха, не могли соврать, у них получалось очень настоящее и сильное кино.

Великая Отечественная война стала невероятным подвигом советского народа. Кажется, что к этому подвигу нас вела вся тысячелетняя история России, к этому высочайшему моменту нашей жизни – Победе… Которой мы не захотели, не смогли воспользоваться. Уже через какие-то сорок лет мы получили развалившееся государство. Это итог Победы?.. Сталин не воспитал себе смену. Он был гений, никаких сомнений в этом нет, и тех, кто выполнял его приказы, мы тоже считали очень талантливыми людьми, но когда они оказались предоставлены сами себе…

В итоге советская система к середине 80-х уже была не готова отвечать на вызовы времени. Назрела смена парадигмы общественного развития, но перестройку, к нашему несчастью, возглавили фигуры некрупные, они всё свели к возвращению России в лоно так называемой европейской цивилизации. Свой собственный путь искать не стали…

Самое подлое в этой истории – несправедливость происшедшего. Разрушали страну те, кто делал карьеру на диссертациях о неизбежности построения коммунизма. С какого-то перепугу случайные люди оказались богачами. Теперь они вершат наши судьбы, да ещё и рассказывают, что раньше всё было устроено не так. Хотя сделали себе миллиардные капиталы на том, что построено, создано в советское время!..

Но я понимаю: обратного хода нет. Пусть много недовольных людей, но в СССР они уже не хотят. За право поехать на отдых в Турцию или Египет человек многим готов пожертвовать.

– Мысль о невозможности возвращения прочно внедрена в сознание, это – сложившееся общественное мнение.

Мне кажется, такую мысль не внедрить, это уже выкристаллизовалось. У Кара-Мурзы, нашего выдающегося современника, одного из самых мощных мыслителей, объяснивших суть и смысл Советской Цивилизации, подмечено, что времена СССР очень много обязанностей накладывали на человека… Произошло развращение – какого чёрта вставать и идти на работу, если хочется быть хозяином своей судьбы, никуда не идти, а остаться дома и полежать. Новая власть продекларировала: живите как заблагорассудится, хотите на помойке питаться – питайтесь, хотите пробиваться – работайте. Но в массе своей люди вообще разучились работать. За нас работают гастарбайтеры.

– Когда деятель искусства декларирует свою политическую позицию, аудитории трудно её игнорировать. Кто-то из зрителей наверняка изменил своё отношение к вам… Как вы относитесь к этому обстоятельству?

– По отношению ко мне либеральная публика действительно относится крайне настороженно, потому что я не скрываю своих пристрастий и даже в конце 90-х говорил открыто, что голосую за коммунистов. В то время для либералов это было равносильно признанию в педофилии.

Вообще если говорить про наш клуб творческой интеллигенции, то его 90 процентов – на стороне либералов. С ними бесполезно спорить. Я многим предлагал почитать неотразимо логичного Сергея Кара-Мурзу, разящего юмором Владимира Бушина, полагая, что интеллигентный человек должен вникнуть в аргументацию оппонента. Я ведь в своё время изучал позицию и Яковлева, и Афанасьева, и Сахарова… Но либералы свой выбор сделали, их не сдвинуть с места. И они ещё называют ретроградами коммунистов!..

Поэтому что касается общения с коллегами: нужно либо находиться с ними в вечном конфликте, либо принимать такими, какие они есть, и категорически уходить от обсуждения политических тем.

– Как вы оцениваете то, каким предстаёт в современном кино русский мир? Откуда эта тяга к описанию дна, любованию чёрной стороной жизни?

– Слишком долгое время в разных формах декларировался тезис «стыдно быть русским» – истоки этой эстетики здесь. Вполне благополучные московские мальчики увлеклись описанием жизни бомжей, изучением психических аномалий – вплоть до некрофилии. Кроме того, появился адресат. На западных кинофестивалях особой популярностью пользуется любой позор России.

Вообще, как только возникают спектакль, книга, кино, оскорбляющие наш народ, сразу находятся люди, которые требуют поддержки этого произведения, настаивают на награждении и премировании…

С годами мне стало совершенно ясно: вступая на путь антисоветизма, ты непременно придёшь к откровенной русофобии. Человек, последовательно занимающий антисоветские позиции, неизбежно понимает, что эти взгляды народом не разделяются, и тогда он вынужден констатировать – народ не тот. С этим народом вообще ничего невозможно создать, это ошибка природы. Далее – чистый расизм: выкорчевать нужно этот народ, и только тогда человечество сможет двигаться семимильными шагами к счастью.

– Сейчас снимается множество антисоветских фильмов, в разных жанрах: эпосы, драмы, комедии, мюзиклы. Скажите как человек, знающий продюсерскую кухню: возможно сегодня снять просоветский фильм? С той же агитационной мощью, пропагандистской силой, что снимают антисоветское кино. Если бы нашёлся какой-то сумасшедший человек с мешком денег?..

– Теоретически – да. Общественный запрос на такое искусство существует. Если найдутся деньги, то проблем как будто возникнуть не должно, запускайся и снимай. И в принципе есть странные миллионеры, жизнь не так однолинейна… Но… Это будет происходить в атмосфере серьёзного морального давления со стороны не только политической элиты, но даже вашей собственной съёмочной группы. Например, у меня был документальный фильм о московских кладбищах в рамках проекта «Сто фильмов о Москве». Я снимал на Новодевичьем, у Кремлёвской стены. Нам разрешили съёмки в Мавзолее. А оператор отказался туда идти. Принципиально: не хочу оказаться рядом с этим чудовищем…

– Если бы вы могли сделать заявку некоему обобщённому образу сценариста, сочетающему талант Габриловича, Гребнева, Володина, какой бы попросили сценарий ?

– Кого мне сейчас безумно не хватает для создания фильма, адекватного нашей сегодняшней жизни, так это замечательного и абсолютно незаслуженно забытого сценариста – Евгения Григорьева. Широкому зрителю он известен в основном по «Романсу о влюблённых». Мы с ним много задумывали в начале 90-х годов, но ничего, к сожалению, так и не осуществилось…

Пока медленно и мучительно придумываю историю в одиночку.

Инициатива мэра Якутска может вывести из равновесия Обаму

ИА SakhaNews. Необходимо вернуть Русской православной церкви остров Еловый (Spruse Island) у берегов Аляски, неоспоримыми правами на который РПЦ обладает, согласно договору о продаже территорий Русской Америки Соединенным Штатам Америки, считает мэр Якутска Айсен Николаев.Как сообщают "Известия", мэр столицы Якутии направил письма президенту России Владимиру Путину, спикерам Совета Федерации и Госдумы Валентине Матвиенко и Сергею Нарышкину, а также главе МИДа Сергею Лаврову с просьбой политическими и дипломатическими средствами способствовать возвращению острова РПЦ. Документы, доказывающие право РПЦ на небольшой островок у побережья Аляски, были обнаружены якутской научной экспедицией в архиве эмигрировавшего из России после революции 1917-го библиографа Михаила Винокурова. Архив хранится в исторической библиотеке города Джуно (штат Аляска). Среди собранных Винокуровым документов исследователи обнаружили датированное 1868 годом свидетельство комиссара российского правительства по уступке североамериканских территорий Российской империи США капитана второго ранга Алексея Пещурова о том, что остров Еловый (Новый Валаам), на котором жил, проповедовал и захоронен преподобный Герман Аляскинский, передается в вечное пользование Русской православной церкви. Именно Алексей Пещуров в октябре 1867 года подписал протокол о передаче Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам. «Остров Еловый ни продаже, ни аренде не подлежит, это святой остров, принадлежит Русской православной церкви», — говорится в документе. Свидетельство Пещурова было найдено еще в 2008 году, однако официальные власти Якутии обратили на них внимание только теперь. "Я не первый год серьезно интересуюсь этой историей, ведь якутские ученые уже в течение нескольких лет изучают бумаги и организовали уже несколько экспедиций в США. В 2014 году исполняется 220 лет деятельности Русской православной церкви в Северной Америке, а именно Кадьякской миссии - когда, как не сейчас, заниматься Русской Америкой? - объясняет Айсен Николаев. - Я выступаю за восстановление исторической справедливости - возвращение острова Еловый законным владельцам, то есть Русской православной церкви", сообщается на сайте администрации Якутска. Первый зампред комитета ГД по международным делам Светлана Журова («Единая Россия») уверена, что относиться к подобным инициативам надо с максимальной осторожностью: "Не видя документа, очень сложно сказать, есть ли там предмет для обсуждения или нет. С этим должен будет разбираться МИД. Но в любом случае главное - не открывать ящик Пандоры. Если сейчас все начнут делить каждый островок, который был неправильно оформлен, мир погрузится в хаос", - полагает парламентарий. По ее мнению, американские власти с тревогой воспримут любые действия России в отношении Аляски. "Можно представить, как напрягутся американцы, когда шутки про Аляску, которые заполонили интернет, вдруг превратятся в реальност", - отметила Журова. 23 марта в эфире BBC постпред России при ЕС Владимир Чижов отреагировал на выраженные американским сенатором Джоном Маккейном опасения, что следующей целью российской экспансии может стать Молдавия и Приднестровье, иронично предложив ему следить за Аляской. Между тем шутливая петиция о возвращении Аляски в состав России, размещенная на сайте Белого дома 21 марта, собрала уже более 20 тыс. подписей. Для ее рассмотрения необходимо 100 тыс. голосов. Председатель синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом протоиерей Всеволод Чаплин полагает, что пока самое главное - досконально изучить найденные документы: "Нужно посмотреть, о каких документах идет речь. Насколько они могут быть сегодня признаны властями Соединенных Штатов", - говорит он. Он обратил внимание на то, что приходы РПЦ на территориях Русской Америки, отошедших к США, стали теперь частью автокефальной Православной церкви в Америке, хотя, согласно договору, должны были остаться в структуре РПЦ. Фото:wikipedia.org Справка: Аляска и Алеутские острова были проданы Российской империей Соединенным Штатам Америки в 1867 году за $7,2 млн золотом. Остров Еловый площадью 44 кв км входит в состав Кадьякского архипелага. На нем похоронен святой Русской православной церкви преподобный Герман Аляскинский, один из первых православных проповедников в Америке.

Уроженец Якутии библиограф Михаил Винокуров посвятил свою жизнь сбору книг и документов по истории Русской Америки, миссионерской деятельности Русской православной церкви и преподобного Германа Аляскинского среди алеутских племен. В 1919 году он навсегда покинул Россию и выехал на Аляску, поэтому его архив оказался в исторической библиотеке Джуно.

АНТИСИРИЙСКИЕ ПРОВОКАЦИИ КАК ЖЕСТЫ ОТЧАЯНИЯ

Наш корреспондент сообщает из Дамаска

15 лет назад, 24 марта 1999 года, началась агрессия США и военного блока НАТО в отношении суверенного государства – Югославии. Одним из яростных сторонников той агрессии был нынешний премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Тогда, в 1999 году, он был приговорен к недолгому тюремному заключению за пропаганду радикальных исламистских идей и разжигание межрелигиозной розни.

Отправляясь в тюрьму, Эрдоган сделал публичное заявление об абсолютной поддержке натовских бомбардировок Югославии и пожелал турецким летчикам, участвовавшим в карательной операции, «благополучно вернуться домой». Этот идейный наследник османских пашей неоднократно делал заявления в поддержку исламских фундаменталистов в том же Косово. В частности, 23 октября 2013 года он посетил край и беспардонно заявил: «Косово – это Турция, а Турция – это Косово».

Показательно, что Эрдоган считает Турцией не только созданный НАТО бандитский анклав в Косово, но и суверенное и самодостаточное государство – Сирию. Одержимый идеей восстановить в Сирии турецкое владычество, он не только способствовал созданию на территории своей страны тренировочных лагерей для террористов, не только оказывает им всяческую поддержку и  призывает бомбить Дамаск точно так же, как и Белград, но и напрямую вмешивается в преступления террористов.

Пока  Сирийская армия продолжает успешную операцию в окрестностях города Ябруд провинции Дамаск, зачищая остатки бандформирований в горном районе Каламун, а также в провинции Хомс на границе с Ливаном, - террористы при непосредственной поддержке со стороны Эрдогана атаковали мирные города и селения  в провинции Латакия, находящиеся вблизи турецко-сирийской границы.  Это своеобразная попытка мести за успехи военнослужащих на юге и в центре САР.

21-22 марта начались атаки многочисленных групп боевиков с турецкой границы (по различным данным, их численность от 5 тыс. до 10 тыс.). Сирийская армия, отражая вторжение, уничтожила многих нападавших, включая главаря группировки, принадлежавшей террористической организации «Джебхат Ан-Нусра».

Однако бандитам удалось занять часть города Касаб провинции Латакия, где проживают, в основном, армяне. При этом террористам помогала турецкая артиллерия. Автомобили «скорой помощи», принадлежащие Турции, увозили раненых боевиков. Все это способствовало захвату многих кварталов города.

Многие жители Касаба вынуждены покинуть свои дома. Число беженцев увеличилось еще на несколько тысяч.

По этому поводу постоянный представитель САР в ООН Башар Аль-Джафари направил послания генеральному секретарю ООН и в СБ ООН. В документах говорится, что члены террористических организаций, таких как «Джебхат Ан-Нусра» и "Исламская армия", проникли через территорию Турции в Сирию. При этом Турция помогала нападавшим, оказывая им военную и материально-техническую помощь. Это является вопиющим нарушением международного права, Устава ООН и принципов добрососедских отношений между государствами.

23 марта один из самолетов сирийских ВВС, который принимал участие в антитеррористической операции в районе Касаба, был сбит ракетой, выпущенной турецким военным самолетом F-16.

Пилот — полковник Сирийской армии Сабет Измаил – успел катапультироваться и выжил. Сам МиГ затонул в Средиземном море.

Как сообщил ливанский телеканал «Аль-Маядин», армия САР сумела нанести ответный удар: был уничтожен лагерь, в котором тренировались боевики, в турецкой провинции Хатай.

Министерство иностранных дел Сирии выпустило заявление, в котором назвало инцидент агрессией и покушением на суверенитет страны, потребовав от международного сообщества осудить это преступление.

Кроме того, бандиты обстреляли ракетными снарядами город Латакия, в результате чего погибли 7 мирных жителей, десятки людей получили ранения.

В ходе защиты города Касаб погиб родственник президента Башара Аль-Асада – генерал Хиляль Аль-Асад. Как видно, семья главы государства не отсиживается в эти тяжелые для страны времена, а сражается вместе с военнослужащими.

На прошлой неделе провокации против Сирии осуществлялись и с другой стороны – с юга. Несколько вооруженных группировок попытались проникнуть с территории оккупированных Израилем Голан в сирийскую провинцию Кунейтра. Когда армия САР вступила с ними в боестолкновение, со стороны Израиля по армейским позициям был открыт огонь. Были ранены семь военнослужащих и несколько мирных граждан.

Этим антисирийским провокациям предшествовали крайне недружественные действия в адрес Сирии со стороны Вашингтона. Так, постоянному представителю САР в ООН Башару Аль-Джафари была ограничена свобода передвижения, в нарушение всех международных норм. Затем Вашингтон заявил о высылке из США оставшихся на их территории сирийских дипломатов и сотрудников всех сирийских дипломатических представительств.

Некоторые аналитики считают, что возможна своеобразная «месть» России за присоединение Крыма – бомбардировки Сирии. Однако время агрессоров ушло. Сирийская армия после боев в районе Ябруд добилась коренного перелома. Теперь враждебным силам остается только чинить различного рода провокации как жесты отчаяния, в бессильной злобе делать угрожающие заявления. Но сейчас уже не 1999 год, и повторение югославского сценария практически невозможно.

Елена ГРОМОВА, Дамаск

[25/03/2014]

КРЕСТЬЯНЕ СЕГОДНЯ ВВЕРГНУТЫ В РАБСТВО

Рассказывает Хасан ИДИЯТУЛЛИН, башкирский фермер

– Красота – содержание и смысл жизни человека труда, – говорит Хасан Сагитзянович Идиятуллин.

В этой высокой истине – повседневное бытие товарищей по совместной работе на родной земле и его сорок лет в сельском хозяйстве. Даже чисто внешне – залюбуешься. Коневодческое хозяйство Идиятуллина – лучшее в республике Башкортостан. Лошади двух пород – башкирской и английской. Кроме того – крупный рогатый скот, свиньи, козы, олени двух видов, есть даже медведь и павлины.

Летом гуляющие павлины с большими распущенными хвостами словно выступают визитной карточкой и олицетворяют собой программную нацеленность хозяйства на обеспечение жизни людей по законам красоты. Такими Хасан Сагитзянович воспринимает свое призвание, свою судьбу как частицу сельского народа, класса крестьянства. Он выражает словами свои будничные чувства:

– Красоту наводить – макияж, стяжки, подрисовывать глаза, выщипывать брови… Это любовь к себе, к своей внешности. А в главном человек труда красив тем, что он работает для людей, для страны. Чтоб Родина была прекрасна. Чтоб дети были красивы и мыслями, и делами, и речами.

И все это составляло бы красоту жизни. Условия для этого нам создавала народная власть. Знаю по себе – был директором совхоза «Улу-Телякский», который славился не только в нашем Иглинском районе, но и во всей республике. И сегодня задним числом мы можем с опозданием понять и оценить, что мы жили в прекрасной стране. Особенно наглядно это видно в столкновении с трудностями.

Например, вот урок: гибнет скот не из-за бескормицы, а из-за политики. Засуха или потоп в наших краях случаются периодически. Поля то выгорают, то их не ко времени заливают дожди. И остаемся без кормов. В 1987 году из-за непогоды даже соломы не запасли. В совхозе было 2500 голов крупного рогатого скота – и ни одной головы не потеряли. Так же и в личных подворьях весь скот сохранили. Солому возили из Краснодарского края, доставляли корма и из других мест.

Потому что это не было частным делом руководителя хозяйства или республики, не сводилось к его личным качествам. Сегодня одни разговоры о государственной поддержке села, а тогда само село было полнокровной частью державы. И природное бедствие одолевали общими силами, а самое главное – государство все в большей мере обеспечивало здоровые экономические условия для естественного роста села.

У меня, у директора совхоза – в распоряжении трудового коллектива год от года появлялись все более значительные основные и оборотные средства. Только вкладывай с умом, не отставай от времени. Это была государственная политика. Как человек с детства приросший сердцем к земле и на долгие годы ставший бессменным специалистом и руководителем сельскохозяйственного производства, я это видел непосредственно. Без отрыва на выходные, на каникулы, на отпуска.

Устойчивость отнята «реформами». Я оказался фермером, хорошее молочное стадо купил в Академии ветеринарии, в деревне Ясная Поляна Троицкого района Челябинской области. Было желание испытать на своем хозяйстве – можем ли мы получать надои от коровы 8–10 тысяч литров, как в Европе или Америке с их благоприятными условиями. И в течение шести лет мы получали такие надои ежегодно.

Это очень тяжело, требует щепетильности в работе. Однако власть не заинтересована в отечественном производстве. Его просто преднамеренно уничтожают. В один день нам обрубили каналы сбыта молока, и мы были вынуждены ликвидировать коров.

Я не с неба свалился, знаю, как достаются хлеб и молоко. Тем более меня поражает легкость, с которой уничтожают производство. Все по специально придуманным для этого законам. И скрывают это приписками, создают ширму благополучия. Бумага все терпит.

У меня есть все основания заявить, что в действительности ежегодно в России идет уменьшение производства молока до 8% годового объема. Это мои расчеты по тому, что происходит у всех на глазах. Вот приходят к бабке: «У вас есть корова? Сколько дает?» – «15 литров». – «Давай напишем 25, вы теленка поите, да и сами пьете молоко». А там еще телка есть, давайте на нее запишем 15 литров, хотя она еще не телилась.

Так по деревням, по сельсоветам, по районам и по всей России вот и набирается. А в натуре ни поголовьем домашнего скота, ни надоями нет прибавки. По сельским советам давали приписки в два-три раза против действительного количества. Вразрез с этим идет непрерывное сокращение. Сельское хозяйство горит синим пламенем.

В том числе и буквально. В борьбе за частную собственность разгорается преступность, вплоть до поджогов. И в нашем хозяйстве были устроены четыре пожара. В последний раз, два года назад, сожгли животноводческое помещение. Сгорели породистые лошади и другой скот. Зимовать было очень тяжело. Пришлось уменьшить поголовье крупного рогатого скота, в десять раз – коз, да и коней.

Везде обивал пороги. В прошлом году получил по «национальному проекту» 10 млн рублей на восстановление конюшни. Но что¢ все эти дотации, субсидии, лизинг, возмещение банковского процента и другие льготы и проекты – какие примочки и припарки? Смотрю на все не со стороны – я живу внутри сельского мира, варюсь в общем для всех котле. Спасибо за все, но это лишь знаки формального, показного внимания, а не решение задачи восстановления и развития села. А по своему конечному результату «реформы» – тот же пожар в результате поджога конюшни, только невидимый, но непрерывный и несоизмеримо более разрушительный.

Построим мы конюшню на выделенные нам в разовом случае деньги. Это лишь малая часть из действительно созданного нами дохода. А дальше как жить? Основа экономики – прибыль. Но у нас нет прибыли. Переворот в ценовой политике силой отменил взаимовыгодные соотношения продукции города и села. Камень наших убытков катится с горы.

Своих товаропроизводителей подставили под удар. Из-за рубежа товары – по бросовым ценам, за счет государства и благ природы. И, конечно, мясокомбинаты нашей аграрной республики теперь способны обходиться без забойных цехов. Это представить только! Все они не могут не закупать в переработку более дешевое блочное, в брикетах мясо без костей из далеких южных стран. А ведь до «реформ» в республике работали сотни промышленных комплексов по откорму своего крупного рогатого скота общей численностью около полумиллиона голов в год. Но они уничтожены.

Все это идет сверху. Крестьяне сегодня государством ввергнуты в рабство. Пусть сегодня со мною спорят Путин, Медведев и все правительство. Остается фактом: мы сегодня в положении раба. Потому что мы полностью во всем лишены прав. Даже права слова. Никто не считается с жизненными интересами и не слушает крестьян. Нас вынудили работать почти даром, в несколько раз снизили оплату труда, до уровня выживания.

Не оглядываясь на рабов, произвольно вздувают цены ради паразитической роскоши королей бизнеса. Цены на топливо, электроэнергию, технику, обменные узлы и детали поднимают с опережением своих растущих аппетитов и безумного расточительства. С позиций общества никакого оправдания этому нет. Почему эти господа, якобы эффективные собственники, имеют право безоговорочно и безвозвратно повышать цены на приватизированную ими продукцию, а труженику села такой возможности не дано?

В положении скованного по рукам и ногам раба крестьянин не в состоянии поддерживать в исправности и обновлять технику. А свою продукцию вынужден сбывать за бесценок под диктовку воротил «свободного рынка» и под давлением мировых монополий. Это очень показательно. Ради спокойствия у себя дома империалистические государства выравнивают положение своего сельского хозяйства с другими отраслями экономики. Пусть вслепую, на ощупь, но приводят все в соответствие.

Однако в нашей стране все теперь делают вразрез с ними. Умысел западных монополистов – в самой их природе – захватить чужой рынок. Но никакому рассудку не поддается политика нынешней власти России. Почему уничтожают село? Почему правители так любят ставить нам в пример «цивилизованный Запад», но сами не следуют этому примеру и не создают для отечественного крестьянства такие же условия, как там, не берут его под такую же государственную защиту?

Много раз я пытался писать и публично выступать, докричаться до верхов. Все знают, что Идиятуллин – патриот, он глаза выцарапывает за правду. В газете «Республика Башкортостан» много писал, в том числе опубликовал статью «Отказаться от фальши». В ней подробно показал разрушение производительных сил нашего края и изложил взгляды, как сохранить село и Россию. Была масса откликов в поддержку, но все остается без последствий со стороны власти.

Я много раз пытался пробиться к президенту республики, рассказать ему объективно о положении дел, но я не мог к нему попасть. А ведь в администрации знают, что я один из серьезных товаропроизводителей. Но раз ко мне не обращаются, со мной не считаются, значит, на мою продукцию, на мое желание обеспечить рост сельского хозяйства нет спроса. А потом, когда мы начинаем правду-матку резать в глаза, обижаются.

Наш сегодняшний президент республики Хамитов говорит: «Надо быть патриотом своей страны. Но это не значит красиво говорить и в грудь себя бить. Надо работать и Родину укреплять». Я больше чем согласен с ним. Каждый крестьянин по своей сути и судьбе – патриот. Он своим трудом служит родной земле и украшению жизни на ней.

Такие люди продолжают работать и в бедствиях. Если даже человек держит одну козу, двух овечек, кому по силам – корову или лошадь, я бы считал, что все эти труженики и составляют собой класс патриотов. По себе знаю, что фактически от нас добивались, чтобы мы упали на колени, ползком приползли и попросили: «Пощадите, не дайте умереть». Все, что наболело за два десятилетия «реформ», я недавно обобщил в записке президенту республики: «Власть имущие сегодня добиваются от сельчан гибкости, слабости, уступчивости и способности жить на коленях. Но, живя на коленях, невозможно обеспечить результат труда и быть патриотом своей Родины».

Как ни противоестественно, по сей день безостановочно продолжается катастрофическое сокращение стада крупного рогатого скота по всей стране – в январе базовая отрасль села оказалась на 43 тыс. голов меньше, чем год назад. Это главный показатель бедствия, из-за которого исчезает сельское население и жизненное пространство многонационального народа превращается в безлюдные пустыни с огромными неиспользуемыми природными богатствами.

Крестьяне, унаследовавшие свою родную землю от многих поколений предков, не могут не чувствовать свою ответственность перед ними и своими детьми и внуками. Мы переживаем, видя, как предаются запустению и одичанию поля, сенокосы и пастбища. С ослаблением сельского хозяйства теряет могущество страна, оказывается под угрозой сама ее государственность.

Небывалое во все предшествующие времена вымирание народа без войн, голода и болезней требует его спасения. И тут поможет село – главная колыбель народа. И сегодня село в единстве с природой дает наибольшую возможность растить физически и духовно крепких людей, создавать многодетные семьи и обеспечивать увеличение населения. С первыми шагами ребенка по земле она навсегда входит в его широко распахнутые глаза и осознаётся как любимая родина со всей ее красой, сказками, песнями и трудом от палисадника до бескрайних полей. Сыны и дочери земли – от рождения патриоты.

И каждый всем сердцем и душой горит украшать свой дом, свой быт, прихорашивать все вокруг, делать все удобнее и приятнее. И испокон веков человек труда на плоды своего труда смотрит взглядом художника, можно сказать, творца прикладного искусства, мастера золотые руки. Каждый испытывает это любование – хорошо сделал, ровно вспахал, чисто скосил и какое пахучее сено уложил в стог…

Ради жизни в мире красоты труженик и является на свет, наследует все прекрасное от родителей и передает своим детям. Все мы думаем об этом и сегодня приходим к выводу: нужны коренные перемены в государственной политике, чтобы создать условия для счастья человека на родной земле в полную меру его труда. Иначе не выбраться из беды.

Федор ПОДОЛЬСКИХ

[25/03/2014]

По закону, северяне должны ездить в отпуск за счет работодателя

ИА SakhaLife

Хорошая новость от сенатора от Якутии Александра АКИМОВА: на расширенном заседании Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, состоявшемся 25 марта, сенаторы единогласно дали положительное заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 33 РФ "О государственных  гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статью 325 Трудового Кодекса РФ».

Напомним, что вопрос касается компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. То же самое относится и к статье 10-й: по ней также дано положительное заключение сенаторов Комитета. Так, теперь устанавливается (в новой редакции части первой статьи 325 Трудового Кодекса), что работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя независимо от источника финансирования организации стоимости проезда и провоза багажа в пределах Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию расходов возникает у работника вместе с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в организации. Часть восьмая статьи 325  Трудового Кодекса рассматривает размер, условия и порядок компенсации для работников как бюджетной, так и внебюджетных сфер. А вот что касается внесения изменений в Лесной кодекс РФ, предложенных законодательным собранием Санкт-Петербурга, то разгоревшаяся между сенаторами дискуссия привела к убеждению: это проект поддержке не подлежит. Суть закона, если коротко, такова. Разработчики проекта предлагают субъектам взять на себя охрану и защиту лесов и осуществлять ее за счет федерального финансирования. Кроме того, по мнению авторов законопроекта, субъектам следует передать полномочия также и по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах, в том числе и тех, что находятся в собственности Российской Федерации. Свое мнение по законопроекту высказал старейший государственный деятель, член Комитета СФ Николай Рыжков, который возражал особенно по той причине, что регионы вряд ли смогут заниматься полноценным воспроизводством леса. Свою позицию изложил и заместитель председателя Комитета Александр Акимов, который продемонстрировал несостоятельность предлагаемого закона на примере Якутии, приведя весьма убедительный довод.  Леса  республики – это на 85 процентов тайга, которая находится в федеральном подчинении. Ежегодно вспыхивают лесные пожары, справиться с которыми самостоятельно регион, конечно же, не в состоянии. Стоит заметить, что состоявшееся заседание Комитета было расширенным в связи с проходящими в Совете Федерации Днями Республики Тыва, которая отмечает в этом году знаменательный юбилей: 100 лет единения с Российской империей и 70 лет с момента присоединения Тывы к СССР. А, кстати, еще один примечательный факт, связанный с Тывой, заключается в том, что республика до сих пор пребывает в состоянии войны с фашистской Германией и милитаристской Японией: она оказалась единственной, кто не заключил мир с этими странами. Тыва – уникальный, самый молодой и, несомненно, один из весьма перспективных регионов России, сегодня, как ни печально, констатирует едва ли не бедственное положение. По словам главы республики, Тыва – «нетронутая шкатулка» по объему полезных ископаемых (более двадцати миллиардов тонн угля, из которых 14 млрд - коксующегося, запасы золота, ртути и других ископаемых, плюс там находится одно из трех крупнейших в России месторождений асбеста). Также это прямой коридор к выходу на Монголию, которая явно ориентирована в нашу сторону. Но при этом Тыва испытывает сильнейший энерго и теплодефицит и отсутствие транспортных сообщений.  Только одной автодорогой Тыва связана с Россией –М-54, а состояние взлетно-посадочной полосы аэропорта Кызыл, построенного в 1973 году таково, что он не может принимать самолеты. Железной дороги нет, а в силу этого обстоятельства, как и отсутствия инфраструктуры, не спешат радовать регион своим появлением и потенциальные инвесторы. Более половины населения республики – молодые работоспособные люди, но при этом 29 процентов населения находится за чертой бедности, а 24 процента –  безработные. Между тем, Председатель Комитета СФ Степан КИРИЧУК  считает, что у Тывы есть большой потенциал развития экономики в сфере угольной промышленности, но состояние экономики Тывы, действительно, не отвечает потенциальным возможностям региона. «Республика приравнена к районам Крайнего Севера, значит, и уровень доходов там должен быть на порядок выше, чем расходы на обеспечение жизнедеятельности», – сказал Степан Киричук. Сенатор Николай РЫЖКОВ, знакомый с регионом не понаслышке, сразу предложил поддержать уникальную республику, которая в перспективе способная стать настоящей кладовой России, но самой ей со своими проблемами не справиться. «Тыве должно быть уделено особое внимание», – подчеркнул он. Предложение получило горячую поддержку Александра Акимова, который поприветствовал главу Тывы, добрососедствующую с Якутией, и между прочим заметил, что без своевременно принятых постановлений по развитию дорог и строительству инфраструктуры в Якутии также было бы невозможно современное развитие региона. По итогам заседания Комитет СФ подготовил рекомендации Правительству РФ в части реализации инвестиционных проектов по обеспечению развития энергетической отрасли республики, а также направленных на расселение ветхого жилья и модернизацию системы дошкольного образования в Тыве.

Источник:
Елена СТЕПАНОВА.