Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

За КПРФ — вся страна!

 

  

В программе «Поединок» Геннадий Зюганов одержал оглушительную победу над Хакамадой. Счет: лидер КПРФ — 116356, оппонент — 28070 голосов В четверг, 27 октября 2011 года, на телеканале «Россия-1» в программе «Поединок с Владимиром Соловьевым» Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ Геннадий Зюганов встретился в дебатах с кандидатом в Президенты РФ в 2004 году Ириной Хакамадой. В настоящее время завершилась трансляция передачи во всех регионах страны Тема дебатов: Нужна ли в паспорте графа "национальность"? Итоги голосования телезрителей Центральной России: Г.А. Зюганов – 89053 голосов, И. Хакамада – 18145 голосов. Итоговые результаты по всей стране: Г.А. Зюганов — 116356 голосов (80,56%), И. Хакамада — 28070 голосов (19,44%). Благодарим всех за поддержку нашего лидера! Сегодня Компартия Российской Федерации еще раз продемонстрировала то, что ее идеи поддерживаются абсолютным большинством населения.

Пресс-служба ЦК КПРФ.

Детям войны — заботу государства!

 

В пятницу, 28 октября, в Якутске на площади Ленина в 17 часов 30 минут состоится митинг в поддержку законопроекта "О детях войны", инициируемого фракцией КПРФ в Государственной Думе. В акции примут участие секретари Якутского рескома и горкома КПРФ, депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), коммунисты г. Якутска, представители общественности республики. Приглашаем всех принять активное участие в митинге.

 

Якутский реском КПРФ, Якутский горком КПРФ.

Экономический форум КПРФ

 

 

 Недавно в Иркутске состоялся Всероссийский форум по развитию Сибири и Дальнего Востока. Рано утром из Москвы на мероприятие прилетела представительная делегация депутатов Государственной Думы во главе с заместителем председателя Госдумы Иваном Мельниковым. Перед началом конференции они вместе с иркутскими коммунистами провели торжественный митинг и возложили цветы к памятнику В.И.Ленину.

От имени ЦК КПРФ Иван Мельников наградил иркутских коммунистов высшими наградами партии — орденом "Партийная доблесть" и почетными грамотами. Потом коммунисты под красными флагами прошли по улице Карла Маркса к КДЦ "Художественный", где и начала работу конференция.

С приветственным словом к собравшимся обратился первый секретарь Иркутского обкома КПРФ, член Президиума ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Сергей Левченко.

Перед началом работы Иван Мельников наградил группу ученых из регионов Сибири и Дальнего Востока памятной медалью ЦК КПРФ, выпущенной к 300-летию Михаила Ломоносова. Всего на форуме обсудили четыре основных доклада. С одним из них  выступил наш земляк — доктор экономических наук, член Якутского рескома КПРФ Николай Тихонов.

Как поднять благосостояние населения

в добывающих регионах Сибири и Дальнего Востока?

 

ИЗ ДОКЛАДА НИКОЛАЯ ТИХОНОВА

НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ В ИРКУТСКЕ

 

 

Россия из-за слабой конкурентоспособности, потеряв обрабатывающую промышленность, переключилась на развитие добывающей промышленности, прежде всего на добычу топливно-энергетических и некоторых других стратегических сырьевых ресурсов, нацеленную на экспорт. При этом, переходя на разработку месторождений полезных ископаемых, нельзя сказать, что страна сумела выработать надежный способ раздела добытых недровых ресурсов. Из-за отсутствия взвешенного способа раздела продукции в такой, к сожалению, небогатой стране, как Россия, за последние годы в результате бесконтрольной передачи вопроса присвоения продукции полезных ископаемых за считанные годы появилось баснословное число долларовых миллиардеров.

В новой российской политике видное место возлагается на якутские ресурсы. Якутия теперь превращается в новый Клондайк России. В связи с этим возникают новые проблемы, требующие выверенного решения.

Исключительное значение в судьбе народов, населяющих регионы Севера, где найдены базовые для России запасы ископаемых ресурсов, имеет решение вопроса раздела добытой продукции между Федеральным центром, добытчиком (инвестором) и северным регионом. Между тем он, на наш взгляд, в России пока до конца не отработан. Якутия, представляя наиболее крупную и многопрофильную сырьевую базу страны, могла бы стать надежной площадкой для отработки возможных вариантов соглашений по разделу продукции. Для подтверждения важности данного вопроса приведем два примера.

Первый пример, где раздел добытой продукции оказался не в пользу значительной части населения страны. Это Южно-Африканская Республика — крупнейший в мире многопрофильный сырьевой регион (58% мировых запасов хромовой руды, 82% металлов платиновой группы, 53% золота, 50% ванадия, 80% марганцевых руд, 40% алмазов и т.д.), богатства которого уже в течение продолжительного времени используются для нужд многих развитых стран мира. При этом, несмотря на колоссальное богатство недр ЮАР, около 24 млн человек, или 50% ее жителей, живет за чертой бедности.

Другой пример. Страна, имеющая примерно такие же абсолютно дискомфортные или экстремально дискомфортные условия труда и быта, что Якутия, — это Объединенные Арабские Эмираты. В этой стране температура воздуха летнего периода держится на уровне +35…+48°С, на равнинной части территории за год выпадает 100-150 мм осадков. Земля в естественном состоянии не пригодна для земледелия и скотоводства, ибо представлена каменистым плато и мощной пустыней.

Теперь благодаря открытым и разрабатываемым огромным запасам углеводородов страна за весьма короткий исторический срок (не более 30 лет) превратилась в индустриальную и туристическую мекку. Страна сумела добиться этого благодаря тому, что с самого начала своего появления как самостоятельного государства, стала проявлять пристальное внимание к проблемам регулирования добычи и экспорта нефти — единственного в то время продукта своей экономики.

Правительство ОАЭ уже в первые годы стало приобретать акции иностранных  добывающих компаний и, сдавая земли, богатые нефтью, в концессию, добилась отчисления этими компаниями 55% доходов от  экспорта нефти в бюджет только что созданного государства.

ОАЭ — это теперь высокоразвитая индустриальная страна не только с нефтедобывающей, но и нефтеперерабатывающей, алюминиевой и другими отраслями мирового уровня. Она, не имея собственной речной сети, т.е. пресной воды, сумела добиться быстрого развития сельского хозяйства, за счет опреснения морской воды наладила орошение около 80 тыс. га земель. За эти годы население страны выросло с 0,2 млн до 4,6 млн человек. В 2006 г. среднедушевой ВВП составлял 24 тыс. долл., что более чем в два раза превышал российские показатели того времени.

Правда, средства массовой информации в последнее время отмечают, что ОАЭ из-за амбициозных направлений строительства оказались перед проблемой неплатежей. Однако тут следует иметь в виду, что эта страна ежегодно примерно 40 — 50% средств, поступающих от экспорта "черного золота" превращает в натуральное золото, закупая в разных странах по 600 — 700 т металла и тем самым консервируя быстротающее "черное золото", на случай его полного исчерпания. Когда же наступит время золота-металла (и известно с незапамятных времен — малообъемного, не подверженного за годы хранения ни механической, ни финансовой коррозии), оно с неменьшим успехом будет продолжать роль своего предшественника — “черного золота”.

 В данное  время в России существуют две законодательные базы для раздела добытой продукции:

1. Федеральный договор 1993 г., по которому земля, ее недра, воды, растительный, животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Подобный договор был подписан между Федеральным центром,  с одной стороны, и Татарстаном и Башкортостаном, с другой.

2. В ст.72 Конституции  РФ 1993 г. указывается: " В совместном ведении Российской Федерации находятся:…

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами…"

Первая база дает право народам этих республик полностью распоряжаться добытой продукцией. Однако это можно признать только теоретически. Вторая, являющаяся основополагающей всем издающимся законам РФ, требует совместного равноправного распоряжения недрами республик, следовательно и добытыми ресурсами, без разделения на старшего и младшего брата.

Соглашение о разделе продукции применяется на территории республики с 1992 г. только в алмазодобывающей отрасли. В остальных отраслях сохраняется принцип налоговых удержаний с добытчиков в пользу региона.

С 1992 года, с момента создания ЗАК "АЛРОСА", в основу раздела добытых алмазов между участниками соглашения была положена доля акций учредителей компании: Федеральному центру — 32% добытой за год продукции (за исключением удержанных налогов), инвестору (работникам ЗАК "АЛРОСА") — 23%, Фонду социальных гарантий военнослужащих при Правительстве РФ — 5%, Республике Саха (Якутия) — 32 % и, наконец, 8% улусам "алмазной провинции" (Анабарский, Верхневилюйский, Вилюйский, Ленский, Мирнинский, Нюрбинский, Оленекский и Сунтарский) — по 1% (всего 8%).

После ряда серьезных разбирательств на разных уровнях в 2007 году Россия у Якутии изъяла имущество бывшего ПНО "Якуталмаз", за которое АК "АЛРОСА" ежегодно платила арендную плату в сумме 9 млрд руб., обещав возместить эти средства по другим каналам. Данное имущество с остаточной стоимостью, как минимум, около 100 млрд руб. после его изъятия потребовалось распределить между акционерами компании.

Для этого по решению Наблюдательного совета АЛРОСА, возглавляемого министром финансов РФ А. Кудриным, в 2007 году было выпущено 72,7 тыс. дополнительных акций на сумму 982 млн руб., что было примерно в 100 раз ниже стоимости имущества ПНО "Якуталмаз".

До этого в нарушение статьи 97 Гражданского Кодекса РФ о закрытых акционерных обществах, не допускающей продажу акций ЗАО третьему лицу, в 2006 — 2007 гг. Мак-банком для Внешторгбанка у миноритарных (мелких) акционеров было скуплено около 46 тыс. акций, что гарантировало РФ, наряду с другими мерами, при разделе дополнительно выпущенных акций получение не менее половины из них. Акционерная компания вопреки Гражданскому Кодексу РФ в счет 50% (плюс одной акции) пополнилась новым акционером. Им оказался Внешторгбанк, имеющий вопреки его заявлению, что будет продавать свои акции АК “АЛРОСА”, 10,6% вновь выпущенных акций. Поучительными в этом плане остаются мысли Петра Великого: "Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному [закону]".

После бесплатной "скупки" новых акций (произошел лишь раздел удобно оцененной минимальной стоимости имущества ПНО "Якуталмаз") возникает вопрос: как будут голосовать старые и новые акции компании, ибо стоимость одной новой акции “АЛРОСА” равна 13,6 тыс. руб. (986 млн руб. /72,7 тыс. штук), а стоимость старой 841 тыс. руб. (168,2 млрд руб. / 200 тыс. штук), или новая оказалась в 62 раза дешевле старой: в данном случае старая и новая акции будут признаваться равновесными или они потребуют какой-то дополнительной корректировки? Как бы то ни было, решив вопрос об оценке крупного имущества бывшего ПНО "Якуталмаз", занимавшего, видимо, около 60% уставного фонда АК АЛРОСА, акционеры как-нибудь сумеют договориться и по данному вопросу.

В соответствии  с новым решением общего собрания акционеров компании теперь доля держателей акций изменилась следующим образом:  у Российской Федерации —  50% плюс одна акция; у Якутии — 32% акций, у 8 улусов "алмазной провинции" — 8% и, наконец, у трудового коллектива “АЛРОСА” — около 10% (газета "Якутск вечерний" от 16 ноября 2007 г.).

Сейчас в связи с открытием ЗАО "АЛРОСА" потребуется:

— Повторно решить вопрос о реальной стоимости имущества ПНО "Якуталмаз";

— Решить вопрос вовлечения новых акционеров компании, возможно, не только российских. В данном случае, как будут оценены акции "АЛРОСА", сумеет ли Якутия —собственник алмазных ресурсов (ст. 9 Конституции РФ) сохранить в акциях "АЛРОСА" хотя бы 25% своей доли?

В связи с тем, что Россия в мировых запасах алмазов имеет 61%, в результате открытия "АЛРОСА" мир, видимо, сосредоточит свое внимание на ускорение добычи алмазов в нашей стране.

Что касается Якутии, то операция по открытию "АЛРОСА" для нее станет причиной сокращения ее доли в уставном капитале компании и соответственно в доходах от добычи алмазов, что будет противоречить ст. 72 Конституции РФ, ибо потеря доли собственности республики означала бы и потерю ее роли в вопросе владения, пользования и распоряжения недровыми ресурсами, закрепленных указанной статьей Конституции и решениями общего собрания акционеров в 1992 и 2007 гг., где доля РС(Я) сохранялась на уровне 40% (РС (Я) — 32%, "алмазная провинция" — 8%).

В данном случае нас интересует, прежде всего, необходимость перенесения принятого в “АЛРОСА” два десятилетия назад принципа раздела алмазной продукции на другие добывающие отрасли промышленности, ибо последние до сих пор при добыче ископаемых ресурсов ограничиваются лишь платежами налогов по нормативам: налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на прибыль этих предприятий (мы в данном случае исключаем НДС, полностью направляемый в бюджет РФ). Между тем каждый вид недрового ресурса (алмаз ли, золото, олово ли) — это совместная собственность как России, так и Якутии, по которому участники обязаны не только платить налоги, но и организовать раздел добытой продукции по принципу, сохраняющему за республикой 25% добытой продукции вместо 40 %, как практиковалось до сих пор.

При этом Якутия, оставаясь подтвержденным Конституцией РФ собственником ископаемых ресурсов, должна иметь твердую минимальную 25-процентную квоту в качестве доли в разделе продукции в каждом виде добываемого полезного ископаемого, даже в случаях, когда ее доля акций в общей сумме добывающей компании будет ниже 25%. Это Якутии, как собственнику недровых ресурсов, пока добываются быстроисчезающие невозобновляемые ископаемые ресурсы, позволит иметь твердо гарантированные доходы от ресурсов своей территории.

Реализация предложенного, основанная на Конституции РФ, позволит существенно улучшить финансовое обеспечение социально-экономического развития республики, прежде всего наиболее отсталого в данное время аграрного сектора.

Для краткой характеристики современной ситуации в последнем приведу лишь следующие данные. Так, среднее сельхозпредприятие с 31 работником в 2010 году имело 91 голову крупного рогатого скота, 124 лошади, около 100 га посевов. В 2010 году хозяйство с подобным потенциалом получило продукции на 6,1 млн руб., 3,1 млн руб. убытков, имело на 8,7 млн руб. кредиторской задолженности.

Среднемесячная зарплата работника сельского хозяйства в указанном году при прожиточном минимуме 9,2 тыс. руб. составила 9,4 тыс. руб. Между тем, надо учесть, что обычная сельская семья состоит из 4 человек, в т.ч. из двоих трудоспособных и двоих иждивенцев. В данном случае, если иметь в виду, что уровень безработицы в сельской местности составляет 37 %, то доход на члена семьи едва дойдет до 3 тыс. руб.

В числе первоочередных мер, направленных на рост благосостояния сельского населения, следовало бы перечислить:

1. Установление районного коэффициента не в процентах к основной зарплате, как практикуется в данное время, а в твердой сумме в среднем по республике. Из данного порядка могут быть исключены особо стимулируемые добывающие отрасли.

2. Для коренных народов республики скотоводство, коневодство и оленеводство представляет образ их жизни. По опыту Японии, где такой культуре как рис придается статус образа жизни японцев и на рис установлена цена, в 8 раз превышающая мировые цены, и в Якутии, по отраслям, представляющим образ жизни коренных народов, было бы целесообразно пересмотреть существующие цены с целью обеспечения устойчивой рентабельности отраслей.

3. С учетом отсутствия собственных финансовых ресурсов, крайнюю отсталость материальной базы аграрного сектора часть средств, поступающих из добывающих отраслей республики следовало бы направить на создание материально-технической базы указанного сектора. Для этого за счет средств бюджета РС(Я) нужно практиковать строительство объектов производственного назначения и передавать сельхозпредприятиям в аренду на срок их службы с оплатой аренды на уровне амортизационных отчислений. Также целесообразно практиковать за счет бюджетных ресурсов приобретение и передачу в аренду таких технических ресурсов, как тракторы, автомобили, комбайны и др. на срок их службы на тех же условиях, что и производственные постройки.

 

 

Николай ТИХОНОВ,

доктор экономических наук,

профессор ФЭИ ФГОУ СВФУ,

член Якутского рескома КПРФ.

Чего же не понимали советские вожди? 

 

Ответ "Правды" на высказывание Путина

 

  Этот вопрос, судя по звонкам в редакцию наших читателей, немало озадачил их после прозвучавших сразу на трех главных телеканалах откровений нынешнего премьера и бессменного «национального лидера» В.В. Путина. И больше всего задела их своеобразная, мягко говоря, оценка Путиным деятельности послевоенных руководителей страны. «Я что-то не припомню, — не без вальяжности заметил Владимир Владимирович, — чтобы послевоенное советское руководство, советские лидеры послевоенные так же интенсивно работали, как это делаю я или действующий президент Медведев Дмитрий Анатольевич. Что-то не припомню». Впрочем, не стал наш премьер особо ругать бывших лидеров за такую достойную порицания пассивность, а, напротив, постарался благосклонно в чем-то их и оправдать: «Они и не могли — и в силу физического состояния, и в силу непонимания, что надо делать: может быть, и шевелились бы, только не понимали… И не было воли для того, чтобы это делать». Оценка, прямо скажем, не очень лестная. Но люди опять в недоумении. Каким же это непредставимо чудесным образом Сталин и его соратники, стоявшие во главе партии и государства, не понимая, как уверяет Путин, что надо делать, и не имея физических сил и воли к действию, сумели-таки всего за 5—8 лет после тяжелейшей войны поднять из руин разрушенные города и заводы, практически с нуля создать мощную атомную индустрию? А еще освоить нефтяные богатства Поволжья («Второе Баку»), поставить на поток строительство крупнейших в мире гидростанций, начать возведение тысячекилометровых лесозащитных полос, спасавших пахотные земли от суховеев?.. И при этом еще чуть ли не ежегодно снижать для народа цены на продовольствие и товары. Далее — «хрущёвское» десятилетие. Можно, наверное, предъявить немало претензий Никите Сергеевичу и его команде. Но именно в это десятилетие впервые в мире вышел на околоземную космическую орбиту советский спутник. Именно в те годы мир потрясенно следил за полетом первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Именно тогда в СССР рождались мирового значения научные школы, начали строиться атомные электростанции, ледоколы, подводный флот… Именно тогда начались и великая целинная страда, и беспримерная в истории эпопея освоения недр Западной Сибири, получившая дальнейшее бурное развитие уже в брежневские годы. Это была работа, плоды которой до сих пор дают возможность наживать миллиарды олигархам, присосавшимся к нефтяным и газовым трубам, а нынешним властям кое-как сводить концы с концами в обнищавшей под их правлением стране. Не случайно сегодня даже иные из завзятых либералов-«реформаторов» стали отпускать «застойной» брежневской эпохе комплименты. Итак, послевоенные советские вожди, по версии нынешнего премьера, не понимали, что надо делать, не «шевелились» «в силу физического состояния» и не имели воли к действию. Печальная, конечно, картина, но, как видим, что-то у них всё-таки получалось. Ну а как «шевелятся» наши нынешние всё понимающие и полные молодых сил вожди? По словам самого Владимира Путина, трудятся весьма интенсивно. Да что там его слова, народ и сам по нескольку раз в день может в теленовостях наблюдать, как члены руководящего тандема принимают в своих кабинетах министров и губернаторов, как похваливают их или по-отечески пеняют на отдельные огрехи и недочёты. А как красиво смотрятся в кабине сверхзвукового истребителя или в прохоровском ё-мобиле! Они легко взмывают в облака и погружаются с аквалангом на морское дно, откуда наш нынешний премьер и будущий президент запросто извлёк две античные, едва ли не Гомеровых времен, амфоры. А как привлекательно выглядит он на рыбалке, без одежды, восхищая прекрасный пол обнаженным торсом и накачанной мускулатурой! А как изящно танцует под рок-музыку нынешний президент и будущий премьер Дмитрий Анатольевич! Недаром же сам Фёдор Бондарчук прилюдно, чуть не умоляя, воззвал к нему с просьбой не прекращать танцевать. Не исключено, что опытный глаз артиста и режиссера уловил, подметил истинное призвание человека, ставшего почему-то президентом России. Может, Фёдор и прав. Людям искусства, как говорится, виднее. Да, собственно, и сам Владимир Владимирович поведал руководителям телеканалов, как интенсивно использовали и используют быстротекущее время и бремя власти члены нашего неразделимого тандема: «Мы же регулярно встречались, вместе отдыхали, катались на лыжах, просто занимались спортом…» И лично о себе: «Я всю жизнь занимаюсь восточными единоборствами». Похвально, конечно, но, как высказался по этому поводу один из наших читателей, «пора бы и страной заняться. А то село вымирает, промышленность на боку. Коррупция. Суда тонут, самолеты падают, космические корабли то в полете взрываются, то орбиту перепутают. И ни конца ни края всему этому… не предвидится». Не скрывает своего возмущения читатель, слова начинает говорить не из литературной лексики. Но, наверное, и его в чём-то можно понять. В самом деле, 20 лет уже исполнилось этой «суверенной демократии», всепонимающие вожди которой вознамерились на рубеже ХХ и ХХI веков осчастливить свободой и достатком «дорогих россиян». Дистанция, как сказал бы известный грибоедовский персонаж, огромного размера. Все двадцать лет наш тандем фигурировал в коридорах власти, а последнее десятилетие пребывал на высших государственных постах. Каковы плоды их интенсивных усилий, сравнимых, по мнению Путина, лишь с каторжным трудом рабов на галерах? Не чуждый, как выявилось, и самокритики, Владимир Владимирович говорил об этом главам российских телеканалов с суровой прямотой: «Мы позволили развалиться государству»… «Полный развал социальной сферы, остановка не отдельных предприятий, а целых отраслей производства»… «Весь Кавказ кровью залили, применяли авиацию, тяжелую технику, танки…» (Это он о двух чеченских войнах, последней из которых Путин руководил в роли сначала премьера, а затем президента и Верховного главнокомандующего). Войны, слава богу, кончились, но и о последующих деяниях правящего режима в России, о вожделенной «стабильности» Владимир Владимирович предпочёл на этот раз говорить очень осторожно. «…Говорить о том, что хуже уже не будет, я бы поостерегся, — честно предупредил нас «национальный лидер». — Достаточно сделать два-три неверных шага (а сколько уже сделано! — Н.К.), и всё, что было раньше, может накрыть нас так быстро, что мы даже оглянуться не успеем. У нас всё сделано на живую нитку и в политике, и в экономике». Вот тут наши послевоенные советские вожди уж точно пришли бы в полнейшее недоумение. Двадцать лет «интенсивной» и даже «каторжной» работы, а в итоге — скроенные кое-как, «на живую нитку» экономика и политика, которые могут запросто рухнуть от двух-трех неверных шагов! Не густо. Вот этого советские вожди, с успехом управлявшие одной из двух великих мировых сверхдержав, наверное, уж ни за что бы не смогли понять.

Николай КОЖАНОВ,

«Правда».