Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Я горжусь, что был и остаюсь коммунистом

Осенью, как только встала река, меня на лошади с провожатым отправили в Мархинский республиканский детский дом. Позже, готовя книгу “Благодаря детскому дому в годы войны...”, в архиве наткнулся на Постановление Совнаркома СССР “Забота о сиротах войны”, подписанное Иосифом Сталиным. Там было отмечено, что воспитанники детдомов находятся на полном государственном обеспечении: трехразовое питание, обязательно с горячим обедом.

Вот так Иосиф Виссарионович очень внимательно заботился о нас, детях войны. Мы помним его высказывание: “Сирот войны надо обязательно учить, скоро мы победим, и грамотные люди нам нужны будут”.

— Где вы встретили День Победы?

— Это было в Хаптагайском детдоме Мегино-Кангаласского района. К нам в комнату прибежала воспитательница и сообщила радостную новость: сегодня не учимся — праздник Победы! Мы, все девять мальчиков, от избытка чувств стали кидаться подушками так, что весь пух разлетелся по комнате.

Весь наслег — колхозники, старики, детдомовцы — в этот день ликовал. Мы наконец-то наелись досыта — нас все угощали и угощали.

Вскоре 20 лучших учащихся детдома, в том числе и меня, на лошади с телегой повезли в село Майя на ысыах Победы. Помню, что мы взяли с собой кастрюли, миски, ложки, вилки — набор посуды для праздника...

Детдом дал мне многое. Там вылечили от туберкулеза, а главное — заложили основу для освоения глубоких знаний.

Летом 1945 года меня из детдома забрала родная сестра Мария Ильинична. Она, совсем еще девчонка, в то время работала продавцом в магазине. Осенью определили в интернат Мюрюнской средней школы. Учеба мне давалась легко.

— По-моему, вы являетесь первым медалистом Мюринской средней школы?

— Да, это так. Но раньше никогда об этом не говорил, тем более не писал.

— Почему?

— Как-то нескромно говорить о себе...

Сразу после школы, а это было в 1950 году, поступил на историческое отделение Якутского пединститута. Будучи студентом, активно включился в комсомольскую работу.

— В то время институтская комсомольская организация считалась самой многочисленной в республике, освобожденным секретарем работал Егор Кычкин...

— Да, Егор Дмитриевич впоследствии стал первым секретарем Якутского обкомола и партийным работником. В институте я был его заместителем. Комсомольская работа у нас буквально бурлила. Именно здесь прошел хорошую закалку.

После войны, видимо, не хватало учителей истории, и меня, второкурсника, направили на работу в Якутский кооперативный техникум учителем истории. Это совершенно не мешало моей учебе и активной общественной работе.

— В советское время существовало государственное распределение выпускников вузов. Куда вас направили на работу?

— Мне повезло — в Дюпсинской средней школе оказалось место учителя истории.

Через год меня, кандидата в члены КПСС, пригласили в Якутский обком ВЛКСМ и предложили должность заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации. В ноябре 1956 года вступил в ряды КПСС. Так что в рядах Ленинской партии я состою почти 60 лет.

— А как вы пришли в журналистику?

— В августе 1957 года меня после окончания курсов Высшей комсомольской школы направили на работу газетчиком. С тех пор занимаюсь журналистикой, в общей сложности отдал ей 50 лет.

Я как коммунист всегда выполнял задания партии честно, с полной отдачей сил — шел на самые трудные участки работы, куда она отправляла.

Много сил и нервов пришлось потратить на реализацию непродуманных хрущевских реформ. В 60-е годы стали создавать межрайонные редакции газет. По поручению партии я несколько лет возглавлял одну из них — “Полярная звезда” (“Хотугу Сулус”), выходившей на русском и якутском языках. Газету читали жители шести северных районов: Верхоянского, Булунского, Жиганского, Оленекского, Анабарского и Усть-Янского. Издание, выходившее в Батагае Верхоянского района, через Якутск распространяли во все эти самые отдаленные районы. Мягко говоря, более дурацкого решения вряд ли можно было придумать.

Но надо отдать должное: партия, направляя коммунистов на самые трудные и ответственные участки работы, обязательно обеспечивала их жильем, детей — садами.

Согласно штату в межрайонной редакции я имел двух заместителей редактора, двух переводчиков и корреспондентов. Меня избирали членом бюро Верхоянского райкома партии, дважды — депутатом райсовета. Проработав 10 лет, я подал заявление в райком партии с просьбой направить меня на учебу в Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в Москву.

— И вашу просьбу удовлетворили?

— Да. В 1972 году с красным дипломом окончил отделение печати, телевидения и радиовещания Высшей партийной школы. Не без гордости отмечу, что пока остаюсь единственным руководителем телевидения, радио- и электронной журналистики, имеющим высшее специальное образование.

После окончания этого учебно заведения меня направили в редакцию “Социалистической Якутии”. В 1976 году вызвали в Обком КПСС и показали письмо Председателя Гостелерадио ЯАССР Секлетеи Курчатовой, адресованное секретарю Обкома КПСС Гавриилу Чиряеву. Она в порядке укрепления кадров просила направить в распоряжение Гостелерадио ЯАССР профессионального журналиста Дмитрия Пухова.

— Какое время для вас было самым благоприятным в творческом плане?

— 16 лет работы на телевидении и радио. Недаром в юбилейных изданиях местного телевидения и радиовещания именно этот период отмечают как годы творческого роста коллектива.

Это приход цветного телевидения; создание ярких и талантливых телеочерков и телефильмов; обсуждение циклов передач на худсовете; определение лучших передач; ежегодное направление в Москву на повышение квалификации около 20-ти человек и т.д. Во всех этих делах вижу и свой личный вклад. К сожалению, сейчас многое подзабыто, не стало профессиональных ведущих и режиссеров.

— Последние годы работы на Гостелерадио, а это лихие 90-е, для вас были самыми трудными...

— Всю власть в республике прибрал Председатель Верховного Совета Михаил Николаев. Он, будучи членом бюро Обкома партии, не посещал его заседания. Более того, следуя примеру Ельцина, стал выгонять коммунистов с ответственных государственных должностей.

...Михаил Ефимович несколько раз вызывал меня к себе в кабинет. Это были тяжелые мужские разговоры.

Однажды он поставил вопрос ребром: “Если ты остаешься в партии, я освобождаю тебя от работы”. Я был членом бюро Обкома КПСС, но Николаев без согласия бюро 23 августа 1991 года подписал указ об освобождении меня от должности Председателя Гостелерадио республики, следовательно, отстранил и от обязанностей члена правительства.

Прокуратура республики, создав специальную комиссию, два месяца тщетно пыталась установить мою связь с некими враждебными силами. Но в конце концов вынуждена была дать заключение о моей невиновности. И тогда я обратился в Верховный Совет Якутской-Саха ССР с требованием отменить указ, согласно которому меня освободили от должности Председателя Гостелерадио ЯАССР.

Это, по всей видимости, был первый указ, отмененный в советское время. За его отмену голосовали 100 депутатов, против — 7, воздержались — 5. Так восторжествовала правда.

Затем, оформив пенсию, я 10 лет на общественных началах нес нелегкую ношу редактора оппозиционной газеты “Коммунист”, а также трудился   помощником члена СФ Александра Матвеева. Но с журналистикой до сих пор не расстаюсь. Издал много авторских книг.

Моя особая гордость — дети и внуки. Сыновья Леонид и Николай оставили свой достойный след в тех сферах, где трудились. Они — заслуженные работники в области строительства и техники.

Внуки окончили Московский госуниверситет имени Ломоносова: Павел работает в Москве в отделе геофизики нефтяной компании “Роснефть” (геологоразведка на шельфе Сахалина), Дмитрий — аспирант механико-математического факультета МГУ. Внучка Ольга, окончив Российский экономический университет им. Плеханова, работет экономистом в Москве. Айталина, получив специальность инженера-строителя в Московском университете имени Дружбы народов, вместе с мужем-англичанином трудится в Сингапуре.

— Дмитрий Ильич, еще раз поздравляем вас с юбилеями! Желаем вам активного долголетия. Спасибо за интервью.