Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

Палач осуждён условно

Палач осуждён условно

Версия для печати Отправить на e-mail
23.07.2012
Галина МОХНАЧЕВСКАЯ. г. Якутск.  

В якутском посёлке Усть-Мая состоялся суд по делу бывшего начальника районного отделения уголовного розыска ОВД А. Шиповских, который подверг пыткам 13-летнего подростка.

НА СУДЕ потерпевший Сергей Эдигер показал, что вечером 4 октября 2010 года примерно в 21 час в магазине «Нармин» к нему и его друзьям подошли полицейские и потребовали проехать с ними в отделение. Там произвели обыск, заставив раздеться. Допрашивавший Сергея милиционер вдруг набросился на него с побоями, крича: «Я упрячу тебя в тюрьму на 20 лет! Это в моих силах!..»

 

Этого ему показалось мало, и он вылил Сергею, как показали свидетели, за шиворот кипяток. Мальчик закричал, упал на пол. Подошёл другой милиционер и «обработка» продолжилась. Примерно так же допрашивали и другого подростка — Исаака Чибиняева: майор бил его ногой в живот. Детей продержали в отделении всю ночь и следующий день.

Надо заметить, что возбуждения уголовного дела против А. Шиповских, его увольнения с должности, задержания ударившегося в бега бывшего майора и этапирования в Усть-Маю удалось добиться во многом благодаря настойчивости лидера коммунистов Усть-Майского района Ирины Енторовой, первого секретаря Якутского рескома КПРФ Виктора Губарева, депутатов Госдумы РФ Нины Останиной и Сергея Обухова, предавших широкой огласке этот дикий инцидент.

В итоге же судья Андрей Бурнашев выносит приговор, согласно которому А. Шиповских приговорён всего лишь к трём годам условно.

— Мы крайне возмущены столь мягким приговором, — говорят секретарь Усть-Майского райкома партии И. Енторова и законный представитель Сергея Л. Кандыба. — Мы воспринимаем это как поощрение полицейских к противоправным методам работы, в частности, с детьми.

Примечательно, что осуждённый вел себя на заседании суда явно вызывающе, нагло смеялся, всем своим видом показывая: я, мол, вам ещё покажу…

Виктор Губарев, комментируя случившееся, отметил: «Мы это дело так не оставим. Юридическая служба Якутского рескома КПРФ готовит кассационную жалобу в Верховный суд Республики Саха (Якутия)».

 

ВТО - Всемирная Тирания Олигархата

ВТО - Всемирная Тирания Олигархата

 [29/05/2012]

 

Что нам уготовано хлопотами правителей? 

Сегодня уже очевидно, что развязанный в 2008 г. мировой финансово-экономический кризис используется корпоративными элитами для провоцирования глубоких социальных потрясений, в результате которых человечество, напуганное призраком всеобщего насилия, через своих «лидеров» должно будет само потребовать вмешательства в ход общемировых дел наднационального арбитра, наделенного диктаторскими полномочиями.
Вначале напомним несколько цитат из высказываний Д.Рокфеллера, одного из ведущих представителей мировых «сливок общества». «Наднациональный суверенитет интеллектуальной элиты и банкиров безусловно предпочтительней принципа самоопределения народов» (1991 г.). «Мы стоим на пороге глобальных перемен. В чем мы нуждаемся, так это в масштабном кризисе, и тогда народ примет новый мировой порядок» (1994 г.). «Что-то должно заменить правительства, и мне кажется, что наиболее подходящей для этого является частная власть» (1999 г.).
Действительно, с началом мирового кризиса лидеры западного сообщества начали настойчиво внушать человечеству мысль о том, что из этого потрясения «мир выйдет иным». И если образ «обновленного мира» только начинает прорисовываться, то главная идея его уже вполне ясна: если мы не хотим всеобщего хаоса, необходимо ввести единое «глобальное управление» (а в переводе с мондиалистского языка – если не согласитесь на «глобальное управление», мы устроим вам хаос). Из уст западных политиков уже постоянно звучат слова о «новой мировой финансовой архитектуре», о «наднациональном контроле», об «инстанции всемирного надзора». А главным запевалой в этом хоре выступает теперь папа римский, миссия которого – дать религиозное обоснование «мировой поли­ти­чес­кой власти» и «всемирному центральному банку». 
Вся суетливая активность мировых менеджеров свидетельст­вует о том, что их хозяева пере­ходят к реализации завершающей стадии стратегии «глобального управления» посредством создания системы частной власти транснациональных элит.
Осуществляется этот процесс двумя путями.
С одной стороны, международные организации все более выявляют свой наднациональный характер и превращаются в наднациональные органы управления, деятельность которых не согласуется с прин­ципами и нормами международного права. С другой стороны, государственные сферы деятельности последовательно переходят в руки частных структур, что осуществляется посредством так называемого аутсорсинга, при котором государственные функции передаются частным фирмам, выступающим в роли подрядчиков, а для решения внутренних задач организации привлекаются внешние по отношению к ней лица. Особенно активно этот процесс идет в США, где в руки корпораций переходят военное дело, пенитенциарная система, разведывательная деятельность, контроль за информацией и др. Но если здесь господствует «свой» частный капитал, то в странах периферии приватизация функций управления создает условия для передачи их в руки иностранного капитала.
Таким образом, создается общемировая система тотального финансового, правового, политического, военного и электронного контроля со стороны частных корпораций, которая будет опираться на масштабный карательный аппарат (типичный пример обкатываемой для этого модели представляет собой Гаагский трибунал). Система эта использует принцип «сетевого» управления, который позволяет встроить в любое общество параллельные структуры власти, подчиняющиеся внешним центрам принятия решений и легализуемые с помощью доктрины первенства международного права над национальным. Оболочка остается государственно-национальной (сохраняются внешние атрибуты суверенитета, государства несут формальную ответственность), а реальная власть становится транснациональной. Известный идеолог мондиализма Ж. Аттали называет это «глобальным правовым государством»
Одним из механизмов построения такого «глобального правового государства» и является Всемирная торговая организация, которая только по названию остается торговой, а в реальности уже давно присвоила себе диктаторские полномочия в сфере управления финансами и социально-экономической политикой входящих в нее стран.
Уже сама история этой структуры, а вернее ее предтечи – ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), очень своеобразна и показательна. Об этом уже много писали, так что мы не будем повторяться, а лишь подчеркнем, что ГАТТ, не будучи специализированным учреждением ООН, изначально творила свои собственные правила и нормы регулирования торговли, которые обладали приоритетом над национальными.
Заменившая в 1995 г. ГАТТ ВТО отличается от первой следующим.
Во-первых, если ГАТТ охватывало торговлю только промышленными товарами, ВТО расширила сферу регулирования на торговлю продуктами питания, услугами, правами на интеллектуальную собственность, на отдельные аспекты инвестиционных мер, субсидии, финансовый рынок, санитарные меры, технические препятствия торговли и др. При этом ВТО пребывает в процессе постоянного «развития» и вширь, и вглубь. Ее «архитекторы», не удовлетворенные глубиной и уровнем регулирования, планируют пересмотреть и дополнить пре­обладающую часть «пакета» ВТО, ввести правила конкуренции, экологические, социально-трудовые стандарты и пр.
Во-вторых, нормы права ВТО обладают большей точностью и правовой силой, чем нормы бывшего ГАТТ. Вот это право ВТО и представляет наибольший интерес и вызывает обилие вопросов, на которые юристы-международники просто не дают ответов.
Право ВТО включает в себя следующие компоненты:
– нормы внутренних регламентов, определяющих порядок функционирования органов ВТО;
– нормы решений и резолюций ВТО (и органов ВТО), принимаемых для обеспечения ее целей в рамках ее правосубъектности;
– систему из более чем 50 соглашений, составляющих «пакет» ВТО (перечень этих соглашений приводится в приложении к Соглашению об учреждении ВТО) ГАТТ, ГАТС (соглашение по торговле услугами).
На нормах всех вышеперечисленных актов и строится юридический порядок в международной торговой системе. Но на чем же основываются данные нормы и как они соотносятся с общепризнанными принципами международного права?
Нормы ВТО вытекают из архаичной концепции «свободной торговли» Давида Рикардо, которая не имеет под собой никакого научного основания и отстаивает идеи и положения, разработанные колониальным капитализмом. Научный подход заменен догмами и аксиомами, которые представляют узкие интересы ТНК и ТНБ и являются основным инструментом закрепления их доминирующего положения. Именно интересы корпораций, скрываемые под этикеткой «мировой рынок», становятся исключительно мерилом оценки эффективности любого национального хозяйства. И эти же интересы, оформленные в нормы «права ВТО», выступают в качестве центрального звена международного торгового права, задавая его нормативные рамки.
Ставя свое право выше права национального, ВТО требует унификации последнего в соответствии с принципами неолиберализма (в первую очередь приватизации), распространяемыми и на «сферу услуг», которая включает в себя очень широкий сектор – детские сады, школы, университеты, больницы, дома престарелых, объекты культуры, ЖКХ и т.п. В соответствии с принципом «равного отношения», предусмотренным Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС), они тоже должны быть открыты для доступа иностранного капитала.
Показательно, что и сама процедура присоединения к организации является такой сложной и долгой именно потому, что требует от страны-соискателя приведения его практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями «пакета» ВТО. В этом плане понятно, почему власти России так торопились с выполнением программы приватизации, которая распространяется и на сферу образования, здравоохранения, ЖКХ и др. Почему в ускоренном порядке и без всенародного обсуждения принимается федеральный закон № 210, в корне меняющий концепцию отношений гражданина и государства, закрепленную в Конституции, превращая полномочия и обязанности органов власти и управления в коммерческую деятельность по предоставлению «платных электронных услуг». Понятно и то, что, учитывая порядок «отсоединения» от ВТО (а таких прецедентов еще не было), новое правительство не сможет отменить своих обязательств перед этой структурой, взятых предыдущим правительством.
Посредством своих правил ВТО ставит под международно-правовое регулирование все большую часть внутригосударственных компетенций, что означает резкое ограничение национального суверенитета. Но поскольку сфера государственных компетенций, передающихся праву ВТО, постоянно расширяется, а в разряд «товара» и «услуг» последовательно переводятся все виды человеческой и общественной деятельности, вплоть до функций органов власти, это в итоге должно привести к полной потере государством своего суверенитета. Приватизация власти, осуществляемая путем приватизации «государственных услуг» (так теперь называют виды деятельности власти), будет означать, в свою очередь, превращение граждан в простых клиентов частных структур, что означает демонтаж самого государства как такового.
Таким образом, назовем вещи своими именами: в силу самой природы ВТО конечная цель ее нормотворчества – отнять у государства право на реализацию его функций и полностью подменить его частными корпорациями и банками. Поэтому мы можем квалифицировать ВТО как важнейший механизм приватизации власти.
 
Пока еще не ликвидирована система ООН, мы можем задать вопрос: как все это соотносится с принципами международного права? Речь идет в первую очередь о тех десяти принципах, которые были закреплены в единодушно принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН, и о Декларации принципов СБСЕ 1975 г. (ныне ОБСЕ).
Из утвержденных десяти принципов Декларации 1970 г. право ВТО нарушает принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, принцип равноправия и самоопределения народов и принцип нерушимости границ. А из тех принципов, что утверждены в Декларации 1975 г., – принцип невмешательства во внутренние дела и принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой(!).
Такое вопиющее нарушение принципов международного права возможно в силу того, что ВТО творит свое собственное право, которое для его «архитекторов», ТНК и ТНБ, стоит выше законов ООН. Но самое интересное, что это не только не смущает, но, напротив, вдохновляет юристов-международников, которые утверждают, что право ВТО находится «на переднем крае пути, по которому предстоит пройти международному праву в целом. Право ВТО вплетено в глобальную систему и является наиболее активно развивающимся ее компонентом». ВТО уже открыто называют будущим «мировым министерством торговли» (ММТ) – значит, скоро нам открыто представят и другие министерства мирового правительства.
Юристы так же откровенно указывают, что в недрах ВТО зарождаются элементы наднационального права, отличающегося от международного тем, что его нормы обязательны для государств независимо от того, участвовали государства в их формулировании или нет, а также независимо от того, признали государства данные нормы в каждом конкретном случае обязательными для себя или нет. Признаки и тенденции к наднациональности права ВТО проявляются и в том, что решения здесь принимаются в соответствии не с принципом консенсуса, а с принципом квалифицированного большинства, а также в том, что многие его институты становятся императивными, нормами jus cogens, отклонение от которой недопустимо. Мы уже не говорим о том, что рабочими языками ВТО являются только три (английский, французский и испанский) и, соответственно, официальные документы не требуется переводить на другие государственные языки стран-участниц. 
В связи с указанной перспективой «эволюции» международного права возможно, что мировые «сливки общества» в ближайшее время вообще поставят вопрос о целесообразности сохранения или полном пересмотре его принципов. Ведь альтернатива такова: либо признание несостоятельности основных принципов современного международного права, либо признание нелегитимности ВТО.
 
Такое всемогущество права ВТО порождает, наконец, вопрос: кто же яв­ля­ется этими всесильными творцами норм и правил «мирового министерства» и кто им вручил эти полномочия? А это обращает нас к рассмотрению структуры руководства ВТО.
А структура эта тоже интересна.
Главным органом является Конференция министров, которая собирается лишь один раз в два года. Она призвана выполнять функции ВТО, имеет полномочия принимать решения по всем вопросам, относящимся к любому из соглашений, если об этом попросит какой-либо член, и предпринимает необходимые для этого меры. Конференция министров образует соответствующие комитеты и может создавать любые другие комитеты с такими функциями, которые она сочтет необходимыми.
В перерывах между заседанием конференции министров ее функции осуществляет Генеральный совет, который собирается по мере необходимости и состоит из послов и глав делегаций стран-участниц. Генеральный совет устанавливает свои правила процедуры и утверждает правила процедуры комитетов. В соответствующих случаях Генеральный совет созывается для выполнения функций Органа по разрешению споров (это и есть суд ВТО) или Органа по проведению обзора торговой политики, которые устанавливают такие правила процедуры, какие они считают необходимыми для выполнения своих функций.
Генеральный совет, в свою очередь, делегирует функции трем Советам – по торговле товарами, по торговле услугами, по торговым аспектам прав интеллектуальной соб­ственности (Совет по ТРИПС). Они также устанавливают свои правила процедуры, подлежащие одобрению Генеральным советом. Советы созываются по мере необходимости и образуют вспомогательные органы, которые также устанавливают свои правила процедуры. Техническую работу в ВТО совершает базирующийся в Женеве секретариат во главе с генеральным директором.
Таким образом, решения о правилах ВТО принимает группа из торговых представителей стран-членов, не избираемых народом, а назначаемых правительствами своих стран. Это и есть те самые топ-менеджеры, которые являются самым влиятельным в мире судом и законотворческим органом, чьи судебные решения обязаны выполнять суды и парламенты стран ВТО. Их главная функция – представлять интересы крупнейших транснациональных компаний, которые имеют к ним доступ через консультативные советы по торговле.
Известно, например, что ГАТС не мог быть принят без огромного давления двух представителей американской индустрии финансовых услуг – «Америкэн Экспресс» и «Ситикорп», требующих приватизации «общественных благ». Что Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной соб­ственности (ТРИПС) пролоббировали 13 американских концернов, цель которых – коммерциализация и приватизиция интеллектуальных и культурных прав и прав на произведения искусства, обеспечение технологического преимущества стран «первого мира». Особенно ярко эти «уши» корпораций просматриваются в решениях суда ВТО, который является фактически ключевой структурой. Хотя формально с жалобами перед судом выступают государства, за заявлениями этими стоят, как правило, крупнейшие транснациональные корпорации, которые, угрожая судебными процессами, изъятием вложенных средств, громадными штрафами и пр., подчиняют своим интересам национальные правительства, для которых понятие «закон ВТО» приобретает уже некое сакральное значение
Все вышесказанное дает возможность сделать следующие краткие выводы:
1. ВТО – это инструмент в руках ТНК и ТНБ, которые посредством создания системы наднационального права закрепляют свое доминирующее положение, в результате чего их интересы ставятся выше интересов того или иного народа.
2. Право ВТО, основывающееся на лженаучной концепции «свободы торговли», не соответствует главным принципам международного права, что ставит, таким образом, вопрос о легитимности этой организации.
3. ВТО грубо нарушает принцип национально-государственного суверенитета, что лишает целые народы возможности отстаивать не только свои социальные права, но даже и право на жизнь.
Таким образом, под видом организации, регулирующей торговлю, действует мощный механизм по демонтажу не только социального государства, но государства как такового, расчищающий почву для утверждения мировой корпоратократии. Присоединение к ВТО будет означать для России, являющейся преемницей великой, уникальной, самодостаточной страны, конец как государства и превращение в управляемую извне территорию.
Естественно, мы не можем этого допустить. Наш народ обладает огромным творческим потенциалом, который полностью парализован тотальной дезинформацией со стороны властей относительно истинного смысла, целей и задач «интеграции» нас в «мировое цивилизованное сообщество». Власти пытаются блокировать информацию и о ширящемся движении массового протеста против ВТО, действующего в других странах, включая и страны теперь уже совсем не сытого Запада. Разоблачать ложь о ВТО – наша задача, и делать это тем легче, чем более вопиющей она становится.
 
О.Н. ЧЕТВЕРИКОВА,
заместитель председателя Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова, кандидат исторических наук, доцент

 

Интерес к якутским бриллиантам падает

Интерес к якутским бриллиантам падает

 

ИА SakhaNews. Объем производства бриллиантов на предприятиях Якутии за январь-июнь 2012 года составил 70,674 млн. долларов - на 44 % меньше, чем год назад. Производственная программа по бриллиантам оказалась фактически «завалена», поскольку, по данным РБК, объем производства бриллиантов в первом полугодии должен был составить 119,7 млн. долл.86 % произведенных бриллиантов реализуется на экспорт – в страны Европы и Азии. Снижение продаж бриллиантов объясняется продолжающимся экономическим кризисом в Европе.
Тенденция снижения интереса к бриллиантам наблюдалась еще в первом квартале, когда объем производства бриллиантов в Якутии сократился на 33% и составил 39,8 тысяч долларов США. Допущенное отставание от плана планировалось ликвидировать за счет оживления рынка алмазно-бриллиантового комплекса, но во втором квартале отставание ещё больше увеличилось. В то же время ювелирных изделий в Якутии за полгода было выпущено на сумму в 520 млн. рублей, и это на 10% больше, чем год назад. В минэкономики и промполитики Якутии это объясняют большим объемом предпраздничных заказов на праздник Ысыах.

Однако во втором квартале 2012 года упали и продажи золотых изделий. За первый квартал объем производства ювелирных изделий в Якутии вырос на 24% - до отметки 315,7 млн. рублей, во втором квартале выручка составила лишь 204,3 млн. рублей.

 

Виктор Ишаев призвал китайцев вкладывать деньги в Дальний Восток

Виктор Ишаев призвал китайцев вкладывать деньги в Дальний Восток

 

 

ИА SakhaNews. Министр по развитию Дальнего Востока - полпред президента РФ в ДФО Виктор Ишаев призвал китайский бизнес активнее инвестировать в проекты на Востоке России. Это заявление полпред сделал в понедельник в Хабаровске на встрече с послом КНР в РФ Ли Хуэйем

В условиях кризисных явлений в мировой экономике Россия и Китай должны объединить усилия в решении экономических проблем, уверен Ишаев. "Товарооборот между нашими странами по всем прогнозам может достичь и 100 млрд рублей, и 200 млрд, однако нас не устраивает структура товарооборота. Нам необходимо развивать глубокую переработку ресурсов на территории Дальнего Востока России. Для этого мы приветствуем прямые китайские инвестиции.  

К сожалению, сегодня доля инвестиций КНР от всего объема инвестиций в России составляет 0,9%, а доля китайских инвестиций от всех инвестиций в экономику Дальнего Востока - 0,7%. Если эта ниша не будет заполнена, мы вряд ли добьемся результатов", - цитирует Ишаева пресс-служба полпреда президента. Виктор Ишаев заявил, что созданное министерство РФ по развитию Дальнего Востока выступает за создание на Дальнем Востоке льготных условий по привлечению иностранных и отечественных инвестиций. Г-н Ли Хуэй сказал, что будет рекомендовать китайским бизнесменам Дальний Восток России, как точку направления инвестиций, в том числе для создания предприятий по глубокой переработке ресурсов и по строительству объектов транспортной инфраструктуры. По его словам, Китай уже планирует создание завода по глубокой переработке леса. Кроме того, г-н Ли Хуэй считает Якутию и Южный Сахалин идеальными местами для развития туризма.  

Басыгысов пояснил, что за сыр-бор вокруг АЛРОСА

Басыгысов пояснил, что за сыр-бор вокруг АЛРОСА

 

18 июля, 14:37
ИА SakhaLife
К тому, что за все годы своего существования компания «АЛРОСА» всегда находится в центре информационной войны, мы почти привыкли. На арену сегодня выходит уже якутская гранильная промышленность. В 90-ые годы, в период глубочайшего кризиса, об огранке много говорили, но все разговоры вращались вокруг вопроса: «Как спасти отрасль?».  Сейчас ситуация вроде выправилась. Наиболее сильные компании не только выжили, но и начали громко заявлять о себе, постепенно осваивая внешний рынок. И вдруг в механизм деятельности отрасли вмешалось Управление федеральной антимонопольной службы. О том, что происходит вокруг гранильной промышленности республики, мы беседуем с председателем Госсобрания (Ил Тумэн) Виталием БАСЫГЫСОВЫМ.
– Виталий Николаевич, из-за чего весь сыр-бор?    – Начнем с того, что в советское время в Якутии вообще не было гранильной промышленности. Это было экономически нецелесообразно. Ну, а сегодня мы – не только добывающая алмазы, но и перерабатывающая их республика. В связи с этим, уже который год ставим вопрос о создании свободной экономической зоны и, соответственно, об открытии в Якутске таможенного поста. Это первое. Во-вторых, главная проблема огранки алмазов – это система налогообложения. Например, алмаз еще не превратился в бриллиант, а уже облагается НДС.    Судите сами, в Израиле, Индии, Бельгии – главных конкурентах России – алмазной промышленности придан особый статус и для нее создана своя система налогообложения, учитывающая специфику отрасли. У нас же к гранильным предприятиям применяется стандартная система, которая включает в себя множество косвенных налогов, значительно увеличивающих себестоимость и цену конечной продукции. Поэтому на мировом бриллиантовом рынке мы всем проигрываем. Притом, что якутские алмазы во всем мире признаются лучшими, из-за разницы в цене за ними к нам ни один турист не приедет. Дешевле купить их в США, в Израиле, даже в Москве, об этом на своих сайтах информируют операторы алмазных туров.   – О неконкурентной налоговой системе в гранильной отрасли говорится все 20 лет, но ведь сегодня не 90-ые, неужели так сложно что-то менять?    – Вопрос глобальный. Некоторое время назад шли дискуссии вокруг перехода с НДС на налог с продаж, когда товар облагается налогом только после продажи. Во время производственного цикла – никаких НДС. А у нас сырье, как только вытаскивается из земли, и до момента, пока он становится потребительским товаром, несколько раз облагается налогом. Другая проблема связана с очень сложной многоступенчатой разрешительной системой. Неудивительно, что наша конкурентоспособность сразу снижается. Вот и получается, что российские огранщики изначально поставлены в проигрышное положение. И абсолютно правы те, кто считает, что если огранщики начнут играть по правилам, им просто не выжить. Поэтому многие компании выводят свое производство в другие страны, в тот же Китай. Там и кредиты дешевле, имеются особые экономические зоны, специализированные инвестиционные банки, таможенное пересечение границ происходит всего за несколько часов, никаких препонов.    Мы же здесь лет двадцать бьемся за открытие таможенного поста, не получается. Единственный пост в Сибири находится в Екатеринбурге, головной – в Москве, и наши огранщики для того, чтобы продать свою продукцию, вынуждены везти ее туда, а можно было бы продавать прямо здесь. Это дало бы мощный импульс развитию как самой отрасли, так и в целом экономики республики, пошли бы инвестиции.    Правильно говорите, сегодня во дворе 21 век. Если в 90-ые из-за высокой криминализации отрасли открытие поста здесь было и нежелательно, то сегодня бриллиантовый бизнес стал намного чище.   – Некоторые эксперты полагают, что сейчас конкуренцию могут выдержать только крупные вертикально интегрированные компании, то есть и добыча, и огранка должны идти вместе, как говорится «от добычи до пальца».    – В свое время с подачи Де Бирс велась политика о том, что сырьевая компания вообще не должна заниматься огранкой. К примеру, даже бывший руководитель «Якуталмаза», один из гигантов этой отрасли, Валерий РУДАКОВ считал большой ошибкой то, что «АЛРОСА» создала гранильное производство – «Бриллианты АЛРОСА». До сих пор существует мнение, что собственные гранильные предприятия для большинства добывающих национальных компаний исполняют роль ширмы, и на самом деле, чем и как они занимаются, насколько прибыльны – никому не известно.    Но сейчас ситуация меняется. Добывающие страны Африки в последнее время одержали серьезную победу в этом вопросе. У них активно развивается собственная гранильная промышленность, разработана законодательная база, защищающая интересы своих огранщиков.    Мы тоже не возражаем против вертикальной интеграции. У нас есть транснациональная корпорация «АЛРОСА», и нам хотелось бы иметь еще и своих производителей, чтобы алмазы гранили здесь, на территории республики, а не вывозили сырье неизвестно куда.    В советское время существовало понятие «алмазно-бриллиантовый комплекс». Сейчас это становится также актуально. В то время государство задачу развития рассматривало в комплексе – начиная с добычи, заканчивая переработкой. А у нас это торпедировано. Ясно для чего – во благо представителей зарубежных компаний. Например, Израиль, страна не добывающая, имеет больше, чем у кого бы то ни было транснациональных компаний – производителей бриллиантов, у нее представительств в других странах в разы больше, чем у России. Это притом, что, как мы любим подчеркивать, Россия является первой в мире по добыче алмазов. Между тем, среди восьми основных мировых алмазных центров мира по производству и реализации бриллиантов занимаем лишь седьмое место. Немногим отстает только США.    В результате получилось так, что такие страны как Англия, Бельгия, Израиль, которые ни одного кристалла не добывают, сегодня живут за счет алмазов. А Россию, конкретно нашу республику, пытаются загнать в угол и мы этому, увы, как поддавались, так и поддаемся. Не можем за себя постоять. Решение УФАС из этой же серии.   – Что делать?    – Есть же страны, которые дают приоритет своим производителям. Две страны в мире – ЮАР и Канада – имеют особый закон об алмазах, отвечающий их национальным интересам. В ЮАР это закон «Об алмазах», в Канаде – закон «Об экспорте и импорте алмазов». Несмотря на то, что у них тоже рыночная экономика, они также состоят в ВТО, действует свой антимонопольный закон, если вопрос касается государственных интересов, они умеют их защищать, не боятся создавать особые условия для своих. Почему бы не использовать их опыт нам? И не надо идти на поводу у тех, кто действует только ради собственных интересов, для личного обогащения.   – И все же идем, почему?    – Хотим сохранить лицо перед Западом, выглядеть рыночным, даже сверхрыночным государством. Конечно, развитые страны, имеющие многолетнюю историю формирования рыночной экономики, не хотят, чтобы еще какая-то другая страна стала крупным игроком на каком-либо сегменте рынка, будь то в сельском хозяйстве, будь то в промышленности.    Это тем более актуально в гранильной отрасли. Обработка алмазов не требует тяжелого громоздкого оборудования и может быть легко перемещена в любую точку мира. Если транснациональные компании переведут свой бизнес в страны, добывающие алмазы, в частности – в Россию, в первую очередь, это весьма чувствительно ударит по странам, которые, не имея своего сырья, создали мощные отрасли по их обработке. В ней занято огромное число людей, семьи привлечены династиями и ничего другого не умеют. Так что не все так просто. Каждая страна всеми средствами защищает свои интересы. Добавьте к этому финансовые интересы владельцев компаний. У них эти две составляющие очень удачно совпадают в борьбе с «новичками».   – Но ведь УФАС считает, что, имея алмазную компанию- монополиста, власти республики пошли на нарушение закона «О защите конкуренции», таким образом, разве он не защищает закон, т.е. интересы государства?    – Если говорить о монополии, положа руку на сердце, давайте посмотрим, кто у нас главный монополист, который единолично владеет правом печатания денег? США всему миру навязали свой доллар, принуждают, даже заставляют весь мир торговать только в долларах. Что после этого говорить.    Нас должен волновать вопрос: «Почему в Южной Африке, в Канаде в первую очередь поддерживают своих огранщиков, которые пользуются существенным преимуществом и при снабжении сырьем, и в налоговом обременении?».    В Канаде гранильщикам-иностранцам разрешения на работу выдаются только на условиях, что они будут работать именно на ее территории и в конкретном секторе. Канадское правительство это делает для того, чтобы обеспечить то положение, что канадские алмазы будут не только добываться, но и обрабатываться в стране.    В ЮАР вывозимое иностранными компаниями сырье облагается налогом, намного превышающим тот, которым облагается сырье, обрабатываемое на месте. У них закон обязывает добывающие иностранные компании отдавать часть сырья местным гранильным компаниям. Вот от кого надо взять пример, а не искать какие-то подводные камни, видеть потенциальных врагов среди своих.  
Источник: 
Надежда НЕУСТРОЕВА, сайт Ил Тумэна.